Кроваво-красное

Profondo rosso, 1975

Profondo rosso

Медиум на пресс-конференции начинает вещать, что предчувствует смерть и слышит детскую песенку. В тот же вечер эту женщину убивают на глазах у джазового пианиста, которому, разумеется, придется взять на себя расследование этой трагедии.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Николетта Элми

Этапный фильм для Дарио Ардженто: именно здесь окончательно сформировалась та манера, которую и считают характерной для его творчества в целом. Более того - отсюда начинается и парочка долголетних творческих союзов.

При этом, многие идеи, на которых построен фильм позаимствованы из предыдущих работ маэстро, в основном - из "трилогии животных". Начать фильм с убийства медиума Дарио подумывал значительно раньше: во время работы над сценарием фильма "Четыре мухи на сером бархате" обсуждалась похожая идея, но тогда она была отвергнута. Более того, герои обоих фильмов - музыканты, но в данном случае персонаж предпочитает исполнять джаз.

Более того: сцена убийства женщины за стеклянной дверью, которую наблюдает наш герой, бессильный, тем не менее, помочь - крайне напоминает эпизод из "Птицы с хрустальным оперением". Правда, там и сама сцена была снята эффектнее и жертва выглядела привлекательнее, но это уже другой разговор. Сам мотив свидетеля преступления, который видел что-то важное, но никак не может вспомнить, что именно - так же покажется крайне знакомым любителям творчества Ардженто.

Что касается вышеупомянутых творческих союзов: здесь была задействована музыка группы Goblin, чьи мелодии - одна из визитных карточек классического Ардженто. Первоначально, кстати, он планировал позвать "Пинк Флойд", но не срослось - как не получилоась пригласить на "Птицу..." Deep Purple. Ну и, во-вторых, здесь сыграла одну из главных ролей Дария Николоди, будущая супруга режиссера и мать его дочери, Азии Ардженто. Познакомились и полюбили они друг друга именно на этом фильме, что не мешало ей впоследствии комментировать их отношения примерно так: "Он эгоцентрик и законченный ипохондрик. Не многие женщины смогли бы его вынести столько лет". Часть претензий, если я правильно помню, заключалась в том, что если пнуть Дарио ночью, то он может и из постели выгнать.

Еще одна характерная примета творчества, своего рода "торговая марка" - черные перчатки убийцы, любовно показанные на экране. Этот мотив возникал и в прежних фильмах, но в данном случае достоверно известно, что руки, представшие на экране, принадлежат самому режиссеру.

При просмотре этого фильма с особой силой понимаешь, почему Дарио прозвали "Висконти насилия": много кто снимает убийства со смаком, но Ардженто явно эстетизирует их. На экране - девушка с разбитым в кровь лицом, из уголка ее рта стекает струйка пены, но при этом, по воле режиссера, она выглядит едва ли не красивее, чем до нанесения ей побоев.

Если говорить о фильме в целом, то надо понимать, что перед нами - довольно типичное джиалло, причем в исполнении Дарио Ардженто. А это, в частности, означает, что сюжет будет условно-детективным, но, при этом, следствие будет вести кто угодно, но не полиция. К тому же, увидев убийство, обычный человек, музыкант, первым делом бежит на место преступления, голыми руками передвигает труп. Да и потом он не гнушается бегать по чужим домам, крушить стены - не испытывая ни малейших сложностей с законом. Детективная интрига сама по себе и попытки персонажа вести следствие - только ось, на которую нанизывается история, так что ценителям детектива в чистом виде фильм вряд ли придется по вкусу. Мотивация убийцы и вообще разгадка его личности заблаговременной разгадке не поддаются, но и не производят особого впечатления - впрочем, это нормальная ситуация для джиалло в целом и Ардженто в частности.

Из других характерных особенностей можно отметить странноватое, но изысканное построение многих кадров: в частности, запоминается сцена, в которой на пустой площади два персонажа перекрикиваются друг с другом, стоя по краям кадра - а в центре экрана царит огромная скульптура. Никуда не делся и характерный для Ардженто юмор: в частности, очень забавны были приключения с машиной героини Николоди и истерика, которую комиссар полиции закатил у автомата с колой. С одной стороны, эти сцены как-то плохо сочетаются с атмосферой триллера в классическом понимании жанра, но, с другой, есть в них что-то узнаваемо "арджентовское".

Если говорить об актерах, то Дэвид Хеммингс совершенно не случайно получил главную роль: это был своего рода дань уважения "Фотоувеличению" Антониони, где актер сыграл главную роль - этот фильм часто причисляют к предшественникам джиалло.

Обратите внимание и на девочку Ольгу, возникающую на экране ближе к концу фильма - ее сыграла Николетта Элми, известная так же по "Демонам", которые Ардженто продюсировал, а снимал Ламберто Бава, сын великого Марио Бава. Ну и еще: трансвестита, любовника Карло, сыграла женщина, Джеральдин Хупер. Особой карьеры она, впрочем, не сделала, но снималась, к примеру, в "Эммануэль в Сохо".

В целом, лично мне фильм понравился, он смотрится с еще большим интересом, чем предыдущие фильмы режиссера и, в целом, понятна его культовая слава.

Значение ленты для творчества Ардженто лучше всего подчеркнут два факта: после шумного успеха следующей картины режиссера, "Суспирия", в Японии выпустили "Кроваво-красное" как "Суспирия 2" - и не прогадали, даром, что сюжеты фильмов не имеют между собой ничего общего. Ну и, во-вторых, когда Ардженто (на пару со своим верным соратником Луиджи Коцци), открыл фирменный магазин, посвященный ужасам, по принципу культового лондонского "Forbidden planet", то их детище было названо "Profondo rosso".