Кристофер Марло - Доктор Фауст

27 августа 2015 г.Просмотров: 2751RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Christopher Marlowe - Doctor Faustus, 1592

Christopher Marlowe - Doctor Faustus

Доктор Фауст, изучивший все науки - от медицины и философии до богословия - решил, что единственное, что ему остается, чтобы расширить пределы своих знаний - заняться магией. Он продает свою душу, а в обмен Мефистофель будет служить ему 24 года, исполняя все желания ученого.

Сразу стоит отметить, что полное название пьесы - "The Tragical History of the Life and Death of Doctor Faustus", то есть "Трагическая история жизни и смерти Доктора Фауста", а 1592 - дата первого представления. Книжные издания появились в 1604 году, эта версия была короче. Второе издание выпущено в 1616 году, в него были внесены изменения и дополнения, не все из которых, как считается, были сделаны самим Марло.

Эта пьеса угодила на первое место в книге "100 книг хоррора", которую подготовили Ким Ньюман и Стивен Джонс - правда, стоит учитывать, что список организован в хронологическом порядке, так что произведение Марло - самое раннее, а не самое уважаемое составителями - задачи составить некий рейтинг перед ними вообще не стояло. Именно с этой точки зрения хоррор-фана я и попытаюсь посмотреть на пьесу, оставив тем, кто разбирается в этом лучше меня, разговор о вкладе в театральное искусство и прочих высоких материях.

Современный читатель этого классического произведения вообще вряд ли станет относить пьесу Марло к хоррору, но основания для этого есть: на современников она воздействовала сильно. Уильям Прайнн, политик и писатель того времени, записал рассказ о том, что сам дьявол заглянул на одно из представлений, к немалому изумлению как публики, так и актеров. Да и сам по себе сюжет, в котором являются сразу несколько демонов, а человек продает свою душу - это уже звучит жутковато, даже без учета того, что "фаустианский" архетип воздействовал на развитие жанра.

Вернемся ненадолго к книге Ньюмана и Джонса: у нее довольно любопытная концепция: о каждом из отобранных ими произведений написал небольшое эссе тот или иной современный автор хоррора. Так вот, "Фауст" Марло достался... Клайву Баркеру. И, по его словам, архетип Фауста в его собственных работах можно обнаружить, к примеру, в "Проклятой игре", "Восставшем из ада", "Последней иллюзии".

По точному замечанию все того же Баркера, сам по себе миф Фауста основан на двух компонентах: во-первых, истории о амбициозном человеке, который готов на все ради того, чтобы раздвинуть пределы возможного вообще и пределы знания в частности. Во-вторых - и вот тут и возникает основа для хоррора - "она рассказывает о шамане, который прикоснулся к внутренней тьме - запретному месту, которое обещает опасное знание - и был схвачен той силой, которую собирался подчинить". Хотя, при этом, со сверхъестественным Марло обращается своеобразно.

Сам Марло - поэт, драматург и шпион, которого зарезали совсем молодым в кабацкой драке, возможно, подстроенной властями. Он же - автор высказываний в духе "кто не ценит табаку и мальчиков - ничего не понимает в жизни". А еще, как считают отдельные специалисты (и как можно было заподозрить из самой пьесы), Марло мог быть атеистом - это на стыке XVI и XVII веков, если помните.

Итак, демоническая часть пьесы выглядит следующим образом: во-первых, есть ангел-хранитель и бес-искуситель, но они прописаны так, что у них можно увидеть аллегорическое отражение разлада в душе самого Фауста. Есть Мефистофель, но он явился не подчиняясь заклинаниям Фауста, а из едва ли не любопытства: посмотреть, кто это там, собственно, проклинает имя Господне и отрекается от истинной веры. Более того, заключить пакт с главным героем сам он не имеет право: на это нужно разрешение персонально Люцифера. Любопытно, что, когда среди действующих лиц появляется и сам Люцифер, на пару с Вельзевулом, понять, чем они различаются функционально из текста Марло, кажется, не получается.

Стоит присмотреться и к чудесам, которое совершает Фауст: во-первых, большинство из них носит явственно комическую окраску, а во-вторых все, что он, при помощи нечистой силы, совершает не магия, как таковая, а фокусы, иллюзии - едва ли на уровне балаганных трюков. К примеру, вызвать настоящего Александра Великого не получается, его обличье - якобы такое же, как при жизни - принимает очередной дух.

Как хотите, но, на мой взгляд, довольно любопытная получается система, вполне пригодная и для современного текста, а не для почтенного классического произведения возрастом в нескоько веков.

Ну и, разумеется, важно, что в конце Фауст не получает спасения, дьяволы утаскивают его в ад, как и положено по договору, по истечении срока. Такая развязка больше подходит к жанру хоррора, чем гуманистические "остановись, мгновенье, ты прекрасно" и благостный финал Гёте, не находите?

В общем, Beware your future at hand, Alas for thou art dammed, как писал другой английский поэт, но вдохновляясь, как мне теперь кажется, именно пьесой Марло.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us