Кристофер Марло - Доктор Фауст
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: история хоррора, Кристофер Марло, Фауст
Christopher Marlowe - Doctor Faustus, 1592
Доктор Фауст, изучивший все науки - от медицины и философии до богословия - решил, что единственное, что ему остается, чтобы расширить пределы своих знаний - заняться магией. Он продает свою душу, а в обмен Мефистофель будет служить ему 24 года, исполняя все желания ученого.
Сразу стоит отметить, что полное название пьесы - "The Tragical History of the Life and Death of Doctor Faustus", то есть "Трагическая история жизни и смерти Доктора Фауста", а 1592 - дата первого представления. Книжные издания появились в 1604 году, эта версия была короче. Второе издание выпущено в 1616 году, в него были внесены изменения и дополнения, не все из которых, как считается, были сделаны самим Марло.
Эта пьеса угодила на первое место в книге "100 книг хоррора", которую подготовили Ким Ньюман и Стивен Джонс - правда, стоит учитывать, что список организован в хронологическом порядке, так что произведение Марло - самое раннее, а не самое уважаемое составителями - задачи составить некий рейтинг перед ними вообще не стояло. Именно с этой точки зрения хоррор-фана я и попытаюсь посмотреть на пьесу, оставив тем, кто разбирается в этом лучше меня, разговор о вкладе в театральное искусство и прочих высоких материях.
Современный читатель этого классического произведения вообще вряд ли станет относить пьесу Марло к хоррору, но основания для этого есть: на современников она воздействовала сильно. Уильям Прайнн, политик и писатель того времени, записал рассказ о том, что сам дьявол заглянул на одно из представлений, к немалому изумлению как публики, так и актеров. Да и сам по себе сюжет, в котором являются сразу несколько демонов, а человек продает свою душу - это уже звучит жутковато, даже без учета того, что "фаустианский" архетип воздействовал на развитие жанра.
Вернемся ненадолго к книге Ньюмана и Джонса: у нее довольно любопытная концепция: о каждом из отобранных ими произведений написал небольшое эссе тот или иной современный автор хоррора. Так вот, "Фауст" Марло достался... Клайву Баркеру. И, по его словам, архетип Фауста в его собственных работах можно обнаружить, к примеру, в "Проклятой игре", "Восставшем из ада", "Последней иллюзии".
По точному замечанию все того же Баркера, сам по себе миф Фауста основан на двух компонентах: во-первых, истории о амбициозном человеке, который готов на все ради того, чтобы раздвинуть пределы возможного вообще и пределы знания в частности. Во-вторых - и вот тут и возникает основа для хоррора - "она рассказывает о шамане, который прикоснулся к внутренней тьме - запретному месту, которое обещает опасное знание - и был схвачен той силой, которую собирался подчинить". Хотя, при этом, со сверхъестественным Марло обращается своеобразно.
Сам Марло - поэт, драматург и шпион, которого зарезали совсем молодым в кабацкой драке, возможно, подстроенной властями. Он же - автор высказываний в духе "кто не ценит табаку и мальчиков - ничего не понимает в жизни". А еще, как считают отдельные специалисты (и как можно было заподозрить из самой пьесы), Марло мог быть атеистом - это на стыке XVI и XVII веков, если помните.
Итак, демоническая часть пьесы выглядит следующим образом: во-первых, есть ангел-хранитель и бес-искуситель, но они прописаны так, что у них можно увидеть аллегорическое отражение разлада в душе самого Фауста. Есть Мефистофель, но он явился не подчиняясь заклинаниям Фауста, а из едва ли не любопытства: посмотреть, кто это там, собственно, проклинает имя Господне и отрекается от истинной веры. Более того, заключить пакт с главным героем сам он не имеет право: на это нужно разрешение персонально Люцифера. Любопытно, что, когда среди действующих лиц появляется и сам Люцифер, на пару с Вельзевулом, понять, чем они различаются функционально из текста Марло, кажется, не получается.
Стоит присмотреться и к чудесам, которое совершает Фауст: во-первых, большинство из них носит явственно комическую окраску, а во-вторых все, что он, при помощи нечистой силы, совершает не магия, как таковая, а фокусы, иллюзии - едва ли на уровне балаганных трюков. К примеру, вызвать настоящего Александра Великого не получается, его обличье - якобы такое же, как при жизни - принимает очередной дух.
Как хотите, но, на мой взгляд, довольно любопытная получается система, вполне пригодная и для современного текста, а не для почтенного классического произведения возрастом в нескоько веков.
Ну и, разумеется, важно, что в конце Фауст не получает спасения, дьяволы утаскивают его в ад, как и положено по договору, по истечении срока. Такая развязка больше подходит к жанру хоррора, чем гуманистические "остановись, мгновенье, ты прекрасно" и благостный финал Гёте, не находите?
В общем, Beware your future at hand, Alas for thou art dammed, как писал другой английский поэт, но вдохновляясь, как мне теперь кажется, именно пьесой Марло.