]]>
]]>

Scream (tv series, 1th season)

Scream (tv series, 1th season)

Стервозные девицы слили в интернет видео на котором целуются две девушки из их школы. Вскоре, впрочем, это перестало быть самой большой проблемой: в городе завелся убийца, подражающий легендарному местному маньяку. Убийца, носящий маску с кричащим лицом.

Исполнительный продюсер: Уэс Крэйвен

В ролях: Уилла Фицджералд, Бекс Тейлор-Клаус, Джон Карна, Амадеус Серафини, Трэйси Миддендорф, Джейсон Уайлз, Карлсон Янг, Амелия Роуз Блэйр

"Крик" в свое время оказался революцией в жанре, а его телевизионная версия, так уж вышло, стала завещанием одного из столпов жанра, итогом его долгой и неровной карьеры. Отзывы о нем получились смешанными, многие "поклонники оригинала" отмежевались от этого варианта. Но, как мне кажется, стоит разобраться, как и что мы получили в первом сезоне. Дальше будут обильные спойлеры, так что если вы еще не досмотрели - возможно, стоит отложить прочтение.

Итак, оригинальный "Крик" вышел во времена, когда подростковые слэшеры казались чем-то старомодным, устаревшим: какноны жанра были хорошо разработаны, всем известны и уже не возбуждали особого интереса. Тем более, что классический слэшер и не предполагает особого пространства для маневра. Есть набор разных типажей, их по очереди убивают, иногда мы еще и гадаем, кто убийца - вот и все более или менее обязательные компоненты. Сценарист "Крика" решил эту проблему просто и элегантно, во вкусе тех лет: вместо того, чтобы пытаться уйти от канонов жанра, он их обыгрывал, как и положено постмодернисту. Персонажи, едва ли не подмигивая с экрана, формулировали законы жанра, но фильм в целом развивался довольно непредсказуемо.

После выхода "Криков" и его продолжений сам этот прием превратился в своего рода "мейнстрим", дело дошло и до прямой пародии - полагаю, все помнят "Очень страшное кино", да? Уже поэтому вернуть "Крик" на киноэкран вряд ли получилось бы. Сериал - формат другой, а потому и диктует несколько иное восприятие. Такой фокус мог сработать.

Более того, сценаристы с обаятельной наглость используют прием "опережающего вышучивания": в первом же эпизоде один из героев рассуждает о том, что слэшер нельзя превратить в сериал - опережая аналогичные претензии критиков и заранее выбивая у них из рук претензии. Это уже не постмодернизм в чистом виде, не обыгрывание самих по себе идей, а работа со зрителем, подготовка его нужных реакций. В данном случае, подобное "обнажение приема" призвано вызвать азарт: раз вы сами говорите, что не получится, то как вы собираетесь это проделать?

Ответ дают практически сразу: важно познакомить зрителя с персонажами, "влюбить в них", чтобы гибель героев воспринималась как трагедия, а не как очередной "аттракцион". Вот только это заявление героев было ловушкой, в которую радостно плюхнулись все, кто писал о сериале на моей памяти. Во-первых, герои откровенно шаблонны: отличница и "хорошая девочка", угрюмая лесбиянка, гламурная стерва, ботаник и гик, спортсмен - и так далее. Рассчитывать на то, что этот "типовой набор создателя слэшера" будет вызывать сочувствие, по меньшей мере странно. Тем более, что из перечисленных мною типажей, насколько я понимаю, погиб только один - так о каких "трагедиях" речь? Это явный обманный ход, на который купилось большинство зрителей. Более того, многие из тех, кто критиковал героев и говорил, что они уступают оригинальному фильму - даже не заметили, что у любого из основных персонажей сериала есть прототип в исходном фильме.

Некоторые персонажи самой структурой сюжета обречены оставаться более или менее неизменными, другие могут меняться. Остается и после всех этих событий примерно той же главная героиня, патентованная и крайне неприятная блондинка - более того, даже в разгар убийств она ведет себя в обычном амплуа: "я тут самая умная, красивая и вообще мне все кругом должны". Даже ее возмущение в разговорах с убийцей выглядит почти как претензии не угодившему продавцу в магазине. Полагаю, что это эффект рассчитанный - потому что тем, кому хотели прописали неплохую арку характера: возьмите "гламурную стерву" Брук - если в начале сезона она типичное "маленькое чудовище", то к концу ее превращают в живой, забавный характер, за которым действительно интересно наблюдать. Лично я не хотел, чтобы ее убили - тем более, что в отличие от главной героини она таки выглядит подростком, а не будущей моделью Тинто Брасса с панорамной жопой.

Приз за самую смешную претензию получают те, кто возмущался постоянным использованием современных гаджетов - сотовых телефонов, планшетов и т.п. Люди, а вы правда хотите, чтобы современное кино показывало бредовый мир, в котором есть только один телефон, дисковый, времен Гражданской войны, но даже он не работает? Как раз все эти сотовые сети, которые пропадают в самый ответственный момент - навязший на зубах шаблон и признак лени сценаристов. Хвала авторам "Крика", что они не стали пользоваться этой лазейкой и смогли внятно встроить современные гаджеты в современный фильм.

Гораздо весомее две другие претензии. Во-первых, убийств в сериале действительно немного: в некоторых полнометражных фильмах их наберется больше, чем в этом сериале. С другой стороны, а в "Хэллоуине" их сколько было? Если я ничего не путаю, то семь, из которых пять показаны на экране. Но все ли они вам запомнились? Сколько из них выглядели особо изобретательно? В сериале как минимум двоих персонажей угробили довольно любопытно: сцена смерти спортсмена, парня главной героини и правда хороша - удались и последующие появления его "тушки". Хорош был и эпизод гибели шерифа - явно запараллеленный с вышеупомянутой смертью. Эти две сцены очень хороши.

Другая, еще более осмысленная претензия - концовка. Во-первых, убийцу можно разгадать уже к середине сериала: как только подкастерша говорит о своем отце, который давно погиб, зритель делает правильное предположение, о том, кто и почему убивает. Другой разговор, что в финале оказывается, что у нашего убийцы был, как минимум, помощник, если не соучастник - и до конца все точки на "i" финал все равно не расставил. Наиболее очевидный вывод - что вторым убийцей был человек, сжигавший в финале письма, но, возможно, авторы сценария найдут более интересное объяснение. Лично мне бы этого хотелось, тем более, что концовка сезона немного разочаровала: все-таки, сработал самый простой вариант отгадки.

В целом, мы получили слэшер на телевидении, в те времена, когда и в кинотеатре-то толковых представителей жанра я не вспомню. Надеюсь "Крику" удастся запустить новый трэнд, но уже на малом экране, как в свое время он это сделал на большом. Я был бы не против разбавить супергероев некоторым количеством маньяков.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2