Крестный отец
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Аль Леттьери, Аль Пачино, Дайан Китон, Джеймс Каан, Джон Казале, Крестный отец, Марио Пьюзо, Марлон Брандо, Ричард С. Кастеллано, Роберт Дювалл, Симонетта Стефанелли, София Коппола, Стерлинг Хейден, Талия Шайр, Френсис Форд Коппола
The Godfather, 1972
Вито Корлеоне - уважаемый человек, предводитель одного из самых крупных мафиозных семейств. Непродуманные слова, которые обронил его сын на переговорах, положили начало большой войне гангстеров.... И решающий вклад в нее смог внести тот, от кого этого не ждали: Майкл, младший сын, герой войны, которого никогда не втягивали в "семейное дело".
Режиссер: Френсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон, Талия Шайр, Джон Казале, Аль Леттьери, Стерлинг Хейден, Симонетта Стефанелли, София Коппола
И все-таки, "Крестный отец" - заслуженно стал одной из самых почитаемых работ Коппола, но сравнения с книгой все-таки, не выдерживает. Режиссер "спрямил" многие острые углы, да и просто огрубил детали. Пару примеров таких "маленьких потерь"..
Помните эпизод с кинопродюсером? Во-первых, когда он разражается истерикой по поводу девушки, которую у него увел певец, крестник Дона - в книге мы видим этот эпизод глазами Тома Хагена. И он брезгливо удивляется, что человек такого уровня может мешать дело и постель. Женщины, с точки зрения посланника мафии - вопрос не серьезный. А потом мы еще и видим сцену, намекающую на то, что под этого самого продюсера предприимчивая мамаша подложила несовершеннолетнюю дочь, чтобы заполучить для той роль. Все эти детали, характеризующие продюсера, в киноверсии куда-то пропали.
Пропал, например, и шикарный образ появления Хагена в доме у Дона: эта дымящаяся тарелка спегетти с мясной подливой, которая досталась голодному бродяжке - и определила его верность Семье.
Вспомните сцену, в которой Дон гуляет по рынку: "один раз ему посмели возразить: у персика, который выбрал Дон оказался подгнивший бочок". Эта деталь взаимоотношений между героем и его окружением - тоже пропала.
Утеряна и сама двусмысленность положения мафии - как семьи Корлеоне, так и их конкурентов. Не зря же критики едва ли не в один голос твердили: "Гангстеры Кополла это соль земли". Про героев Пьюзо, такого, все-таки, не скажешь.
Книга была, как ни крути, гангстерским триллером, причем напряженным, хотя в нем и уделялось немало внимания и семейным отношениям героев - фильм превратился в эпическую семейную драму, персонажи которой, так уж вышло, гангстеры. Важность акцентов диаметрально поменялась местами. Но, если рассматривать фильм именно в этом ключе - он безукоризнен. Музыка, декорации, актерская игра - все это великолепно.
Кстати, несмотря на тематику, насилие в фильме весьма дозировано, а сцена с обнажением и вовсе только одна - брачная ночь Майкла с его сицилийской невестой, которую сыграла Симонетта Стефанелли.
В плане актерской игры более всего запоминается, конечно, Брандо - гримом с этими бульдожьми щеками и выпяченной челюсть, своей необычной дикцией, нервными почесываниями в сцене разговоров с посетителями на свадьбе. Очень часто вспоминают сцену в госпитале, когда Майк не находит охраны возле отца. Пока он успокаивает Дона, по щеке Вито ползет слеза - если верить Пачино, то плакал Брандо по-настоящему. Моя любимая его сцена, впрочем, другая - эпизод в морге Бонасера - помните: "Посмотрите, что они сделали с моим мальчиком".
Запоминается и сам Аль Пачино в роли Майкла - в основном планомерно показанным превращением обычного, постороннего в семье парня в холодного, властного и расчетливого руководителя преступной группировки. Просто сравните его первое появление на экране, в сцене свадьбы - и последнее, когда ему целуют руку.
Ну и, разумеется, с фильмом связано много интересных деталей... К примеру, дедушка и бабушка Аль Пачино по материнской линии уехали в Америку из... Корлеоне, Сицилия - как и Вито Корлеоне.
Забавно, что на пару ролей в этом фильме прослушивался молодой... Сильвестр Сталлоне, который, в результате отказа, решил сосредоточиться на сценарной работе. И в своем дебютном фильме "Рокки" сыграл с Талией Шайр, которая в "Крестном отце" сыграла Конни Корлеоне. Кстати, она - родная сестра Френсиса Форда Коппола и, соответственно, тетя Николаса Кейджа. А Моргана Кинг, сыгравшая жену Дона и певшая на свадьбе, была довольно успешной оперной певицей - фильм стал ее дебютом как актрисы вне оперного театра.
Еще одно "камео" - дочь режиссера, София Коппола: это она "сыграла" сына Конни, которого крестят в финале фильма. Впрочем, в фильме снимались и мать, и отец режиссера, но их я идентифицировать не берусь.
А еще этот фильм - редкий случай, когда первоначальная режиссерская версия фильма намного короче той, что была выпущена на экраны. Коппола смонтировал 126 минут, студия настояла на расширении фильма за счет большего количества сцен о семье - и фильм стал почти на 50 минут длиннее. В последующих переработках, как известно, режиссер продолжал расширять свое творение.
В общем, не смотря на то, что книгу я ставлю все-таки выше и как к экранизации к фильму есть ряд претензий, "Крестный отец", все-таки, мощная работа, к которой я еще буду возвращаться.