]]>
]]>

The Godfather, 1972

Вито Корлеоне - уважаемый человек, предводитель одного из самых крупных мафиозных семейств. Непродуманные слова, которые обронил его сын на переговорах, положили начало большой войне гангстеров.... И решающий вклад в нее смог внести тот, от кого этого  не ждали: Майкл, младший сын, герой войны, которого никогда не втягивали в "семейное дело".

Режиссер: Френсис Форд Коппола

В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон, Талия Шайр, Джон Казале, Аль Леттьери, Стерлинг Хейден, Симонетта Стефанелли, София Коппола

И все-таки, "Крестный отец" - заслуженно стал одной из самых почитаемых работ Коппола, но сравнения с книгой все-таки, не выдерживает. Режиссер "спрямил" многие острые углы, да и просто огрубил детали. Пару примеров таких "маленьких потерь"..

Помните эпизод с кинопродюсером? Во-первых, когда он разражается истерикой по поводу девушки, которую у него увел певец, крестник Дона - в книге мы видим этот эпизод глазами Тома Хагена. И он брезгливо удивляется, что человек такого уровня может мешать дело и постель. Женщины, с точки зрения посланника мафии - вопрос не серьезный. А потом мы еще и видим сцену, намекающую на то, что под этого самого продюсера предприимчивая мамаша подложила несовершеннолетнюю дочь, чтобы заполучить для той роль. Все эти детали, характеризующие продюсера, в киноверсии куда-то пропали.

Пропал, например, и шикарный образ появления Хагена в доме у Дона: эта дымящаяся тарелка спегетти с мясной подливой, которая досталась голодному бродяжке - и определила его верность Семье. 

Вспомните сцену, в которой Дон гуляет по рынку: "один раз ему посмели возразить: у персика, который выбрал Дон оказался подгнивший бочок". Эта деталь взаимоотношений между героем и его окружением - тоже пропала. 

Утеряна и сама двусмысленность положения мафии - как семьи Корлеоне, так и их конкурентов. Не зря же критики едва ли не в один голос твердили: "Гангстеры Кополла это соль земли". Про героев Пьюзо, такого, все-таки, не скажешь. 

Книга была, как ни крути, гангстерским триллером, причем напряженным, хотя в нем и уделялось немало внимания и семейным отношениям героев - фильм превратился в эпическую семейную драму, персонажи которой, так уж вышло, гангстеры. Важность акцентов диаметрально поменялась местами. Но, если рассматривать фильм именно в этом ключе - он безукоризнен. Музыка, декорации, актерская игра - все это великолепно.

Кстати, несмотря на тематику, насилие в фильме весьма дозировано, а сцена с обнажением и вовсе только одна - брачная ночь Майкла с его сицилийской невестой, которую сыграла Симонетта Стефанелли.

В плане актерской игры более всего запоминается, конечно, Брандо - гримом с этими бульдожьми щеками и выпяченной челюсть, своей необычной дикцией, нервными почесываниями в сцене разговоров с посетителями на свадьбе. Очень часто вспоминают сцену в госпитале, когда Майк не находит охраны возле отца. Пока он успокаивает Дона, по щеке Вито ползет слеза - если верить Пачино, то плакал Брандо по-настоящему. Моя любимая его сцена, впрочем, другая - эпизод в морге Бонасера - помните: "Посмотрите, что они сделали с моим мальчиком". 

Запоминается и сам Аль Пачино в роли Майкла - в основном планомерно показанным превращением обычного, постороннего в семье парня в холодного, властного и расчетливого руководителя преступной группировки. Просто сравните его первое появление на экране, в сцене свадьбы - и последнее, когда ему целуют руку. 

Ну и, разумеется, с фильмом связано много интересных деталей... К примеру, дедушка и бабушка Аль Пачино по материнской линии уехали в Америку из... Корлеоне, Сицилия - как и Вито Корлеоне.

Забавно, что на пару ролей в этом фильме прослушивался молодой... Сильвестр Сталлоне, который, в результате отказа, решил сосредоточиться на сценарной работе. И в своем дебютном фильме "Рокки" сыграл с Талией Шайр, которая в "Крестном отце" сыграла Конни Корлеоне. Кстати, она - родная сестра Френсиса Форда Коппола и, соответственно, тетя Николаса Кейджа. А Моргана Кинг, сыгравшая жену Дона и певшая на свадьбе, была довольно успешной оперной певицей - фильм стал ее дебютом как актрисы вне оперного театра. 

Еще одно "камео" - дочь режиссера, София Коппола: это она "сыграла" сына Конни, которого крестят в финале фильма. Впрочем, в фильме снимались и мать, и отец режиссера, но их я идентифицировать не берусь. 

А еще этот фильм - редкий случай, когда первоначальная режиссерская версия фильма намного короче той, что была выпущена на экраны. Коппола смонтировал 126 минут, студия настояла на расширении фильма за счет большего количества сцен о семье - и фильм стал почти на 50 минут длиннее. В последующих переработках, как известно, режиссер продолжал расширять свое творение. 

В общем, не смотря на то, что книгу я ставлю все-таки выше и как к экранизации к фильму есть ряд претензий, "Крестный отец", все-таки, мощная работа, к которой я еще буду возвращаться. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us