]]>
]]>

Il Gatto a nove code, 1970

Il Gatto a nove code

В институте, который ведет секретные генетически исследования, убит сторож и, кажется, что-то было украдено. Но следствие ведется ни шатко, ни валко и за дело берутся два журналиста, один из которых "в отставке", потому как уже 15 лет как слеп.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Джеймс Франсискус, Карл Молден, Катрин Спаак, Пьер Паоло Каппони, Хорст Франк, Рада Рассимов

Первый фильм, "Птица с хрустальным опереньем" вызвал бурные разборки с продюсерами, но традиция была продолжена: по окончании работы над этим фильмом, продюсер пришел в такой ужас, что требовал переделок и пересъемок, Дарио Ардженто уперся - и в результате фильм так и не был выпущен к Рождеству, как планировалось изначально. При этом, финал фильма Ардженто все-таки изменил, но только по совету Луиджи Коцци, своего верного соратника: первоначально нам должны были показать мирные воркования и поцелуй главных героев, но, в окончательной версии фильм обрывается сразу после разборки с убийцей.

Как и во многих других случаях, название фильма было придумано само по себе, какое-никакое обоснование ему придумали по ходу дела. Причем на этот раз название было чисто метафорическим и ни одной кошки в фильме не было. Даже с обычным количеством хвостов. Самое смешное, что в двух соседних картинах по "звериной трилогии", пушистые красавицы, как раз таки фигурировали. Источником вдохновения для названия было произведение Эллери Квина "Кот со многими хвостами" - точно так же, как для фильма "Четыре мухи на черном бархате" Ардженто якобы "одолжился" у Перри Мейсона: Коцци упоминает некое произведение "Четыре бархатные лапы" - возможно, так в Италии было переведено название "Дело о бархатных коготках". С другой стороны, как мельком упоминается и в фильме, кошка-девятихвостка - название разновидности плети.

При этом - что для современного зрителя самое удивительное - "Кошка..." получилась, пожалуй, самой традиционной из всей трилогии. Здесь есть сравнительно внятно изложенная детективная интрига - причем лично мои подозрения, признаюсь честно, не оправдались. Снято тоже все несколько традиционнее, чем обычно в фильмах Ардженто, хотя сцена на крыше сделана отлично. И, к слову, снова встречаются кадры необычной лестницы в странных ракурсах - этакая торговая марка режиссера. Эстетство и странность, впрочем, проявились на другом уровне: режиссура полна необычных сопоставлений, которые замечаешь не сразу, но с удовольствием. К примеру, верный традиции представлять преступника через какую-либо деталь, Ардженто на этот раз упорно показывает нам его глаза. Но ведь, словно в намеренный противовес этому, один из главных героев, ведущих неформальное следствие - слепой.

Il Gatto a nove code

В отличие от предыдущего фильма режиссера, на этот раз есть и обнаженка: причем раздевается Катрин Спаак, представительница целой кинодинастии, ее сестра снималась у Джесса Франко, а отец писал сценарии Ренуару. Сама по себе сцена, впрочем, довольно короткая и, скорее, забавная. Чего стоит только реплика героини, которая завалилась ночью на квартиру к мужчине и после этого ему заявляет: "Мне было интересно, какой предлог ты найдешь"...

Как и в остальных фильмах трилогии, можно обнаружить странноватый юмор: чего стоит только образ полицейского, которым всем нахваливает ризотто своей жены или эпизод с парикмахером, обиженным, что маньяка считают его коллегой. На этой сцене я смеялся от души.

Il Gatto a nove code

Любопытно отметить, что, хотя и творчество Ардженто в целом и этот фильм в том числе, считают классикой джалло, сам Ардженто видит здесь влияние.... вестерна. В частности, много раз упомянутый слепец - персонаж, который возникает во многих спагетти-вестернах. Кстати, Карл Молден, исполнитель этой роли, и сам снимался в вестернах - включая "Одноглазые валеты", фильм,который Тарантино называл в числе любимых. Рада Рассимов снималась во многих представителях этого жанра, включая "Хороший, плохой, злой" великого Серджио Леоне - с которым, в свою очередь, работал как сценарист и Дарио Ардженто, правда, на других фильмах.

По словам Луиджи Коцци, влияние на фильм оказал британский триллер "Расшатанные нервы", где тоже встречался мотив шизофрении как последствий хромосомного дисбаланса. Впрочем, у Ардженто, как отмечают авторы книги "Разбитые зеркала, расколотый разум", этот мотив разработан интереснее: если в "Нерве" герой обречен на шизофрению своими генами, то здесь персонажем движет страх такого исхода, страх раскрытия его секрета, а не просто генетическая аномалия. Упоминалось и влияние "Винтовой лестницы" Курта Сьодмака (режиссера "Сына Дракулы"), триллера об убийце, который преследует девушек с физическими недостатками.

В целом, получился любопытный фильм, казалось бы, построенный на детективной интриге, но, при этом сама по себе разгадка зрителю не очень интересна - как это часто бывает с фильмами Ардженто. Более того, как отмечали некоторые зрители, пересматривать его, уже зная, кто убийца - еще интереснее. При этом, в "Кошке..." есть несколько сцен,которые самоценны даже сами по себе, вне контекста фильма: это, прежде всего, пролог фильма, со слепцом, которого девушка ведет мимо машины и отлично поставленная сцена убийства в подземке. Как уже упоминалось выше, разборка на крыше тоже отлично сделана.

Il Gatto a nove code

Ну и напоследок: если смотреть внимательно, то в сцене на кладбище можно заметить могилу с отчетливой надписью "Дарио". Подобного рода шуточки, в отношении себя или коллег - не редкость в хорроре.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us