Корабль-призрак (1943)

]]>
]]>

The Ghost Ship

The Ghost Ship, 1943

Молодой третий помощник уходит в свое первое плаванье. Но, не успел корабль отчалить, как один из членов экипажа был найден мертвым... И трупов становилось все больше. А виноват в этом, как с ужасом понимал новичок, сам капитан - маньяк, свихнувшийся на идее власти и авторитета.

Продюсер: Вэл Льютон

Режиссер: Марк Робсон

В ролях: Ричард Дикс, Расселл Вэйд, Эдит Баррет, Бен Бард

Несмотря на то, что ставил этот фильм не Жак Турнёр, а монтажер нескольких его фильмов, стилистика, в целом, похожа: это снова своего рода фильм ужасов, в котором не только ужасов как таковых, но даже и мистических элементов нет - во всяком случае, их нет на поверхности. Хотя, как и в предыдущих фильмах, которые продюсировал Вэл Льютон, при небольшой смене угла зрения можно различить очертания мистического сюжета. Но на этот раз его темой стала демоническая одержимость.

На поверхности (пусть для картины о моряках и кораблях это и звучит каламбуром) фильм вполне воспринимается как достаточно прямолинейный триллер о старом капитане, который потихоньку сходит с ума и становится опасен в своем безумии, но не желает поступиться и пядью власти. Его молодой помощник пытается вмешаться, но ему долгое время ничего не удается... В рамках такого восприятия - качественно сделанный фильм той эпохи, не скучный, но и не особенно выдающийся.

Если же посмотреть фильм с точки зрения сознания мифологического, зная о пристрастии Льютона к этакой "мистике Шрёдингера", которая то ли есть, то ли нет, то просмотр становится гораздо интереснее. При желании можно вообще найти отголоски Роберта Грейвза и Джеймса Фрэйзера: "старый король" не желает уступать молодому сопернику, приносит кровавые жертвы, чтобы удержать власть, а призом в их противостоянии служит благосклонность корабля - в фильме о судне говорится только в женском роде, "она", а женщина, с которой у капитана роман, явно его ревнует к этой посудине.

Отчетливее всего это видно в сцене с цепью и люком. Первая версия: капитан закрыл люк походя, просто заметив беспорядок и не замышляя ничего такого. Вторая версия: капитан намеренно подстроил несчастный случай - собственно, третий помощник именно так и считал. Ну и третья: обратите внимание, что капитан ведет себя почти отрешенно, почти как сомнамбула. Так может, дело в том, что злая воля корабля взяла его под контроль? В тонкой игре подобными версиями и состоит, на мой взгляд, главная прелесть творчества Льютона вообще и данного фильма в частности.

Есть пара любопытных деталей и в истории работы над самим фильмом. Во-первых, декорация корабля была построена для фильма "Тихоокеанский лайнер" (Pacific Liner, 1939) и Льютону предложили придумать сюжет, который мог бы использовать дорогостоящие, но простаивающие декорации корабля. Во-вторых, вскоре после выхода фильма в прокат на Льютона подали в суд Сэмюэл Р. Голдинг и Норберт Фолкнер, малоизвестные сценаристы. По их словам, они посылали продюсеру пьесу, на которой и был основан "Корабль-призрак". Сам Льютон утверждал, что вернул пьесу, не прочитав и даже пытался судиться - но дело проиграл. В результате "Корабль-призрак" был недоступен зрителям полвека.

На мой взгляд - отличный фильм, умный и качественно сделанный, лично я смотрел его с большим удовольствием и могу смело рекомендовать всем, кроме принципиальных противников кино тех лет.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us