Конан и грот Дайомы (сборник)

11 мая 2018 г.Просмотров: 1489RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Conan (Russian anthology, vol. 13)

Конан и грот Дайомы

Корабль Конана разбился у далекого острова, обители прекрасной волшебницы по имени Дайома, возлюбленным которой наш варвар тут же и стал. По словам чародейки, у них есть общий враг: шторм, погубивший судно киммерийца и его команду, был наслан злобным стигийским колдуном. Так почему бы могучему бойцу не отправиться в его замок, не свести счеты. А Дайома даст волшебное оружие и могучего спутника-голема.

Еще одна - и, кажется, к моему счастью, последняя книга Майкла Мэнсона о Конане. Напомню, что под этим звучным псевдонимом прятался писатель Михаил Ахманов, он же - переводчик Михаил Нахмансон. По моему впечатлению, это наименее удачная книга из трех, я ее примучивал несколько месяцев, небольшими кусочками.

По сути, автор использовал свои наработки из прежних частей подцикла, в дело и не в дело сует упоминания про Молнии Митры, изобретением которых, видимо, очень гордится. По ходу чтения довольно быстро возникает знакомое ощущение: перед нами кто угодно, но не тот Конан, к которому мы привыкли в первоисточнике Говарда - это принципиально другой персонаж. Если расценивать роман, как произведение о том самом киммерийце - он чудовищен. Впрочем, если пытаться видеть в нем "просто фэнтези" - книгу тоже не назовешь первоклассной.

Как это часто бывает в фэнтези, перед нами - классическая структура РПГ. Вначале нас ждет вводка и стартовая локация: нам выдадут квест, плюшки и научат ими пользоваться. В данном случае вводкой служит описание шторма, а квест выдает волшебница Дайома - попутно становясь любовницей главного героя, ведь читатель, скорее всего, ассоциирует себя с главным героем, а значит, ему будет приятно.

Дальнейшее развитие сюжета понятно: попасть из точки А (остров Дайомы) в точку Б (замок колдуна), прикончить босса уровня, то есть означенного колдуна - и наслаждаться ощущением собственной крутости. Но, разумеется, это было бы слишком просто, поэтому нужны побочные квесты.

Конан успевает поплавать на корабле, подраться с пиктами, попасть к варварам, которых пытается подбить на штурм замка колдуна... Казалось бы, приключений море - живи, да радуйся. Проблема в том, что большинство из них - филлеры, никак не влияющие на сюжет. Ну да, подцепил Конан очередную девушку, некоторое время любился с ней, потом ее убили... И? Этот персонаж как-то подействовал на эмоции читателя? На поведение персонажа? На мой взгляд, нет - и тоже самое касается, например, пикта, с которым Конан некоторое время тусуется. Попробуйте через недельку после прочтения книги вспомнить, как звали этого героя - или девушку, на худой конец. Лично у меня не получается.

То же самое с визитом к варварам. Зачем их войско Конану? Дайома говорила ему, что каменный спутник способен положить кучу противников - а дело Конана разобраться с колдуном. Более того, на примере стычки с пиктами, Конан и сам видел, на что способен его напарник. Вот и пер бы напрямую...

Ну и, наконец, главное блюдо любой РПГ - схватка с боссом. После всей этой могучей подготовки пресловутого колдуна мочат мимоходом, без особых сложностей, совершенно не впечатляя. Более того, читатель наконец понимает, зачем в сюжете вообще был нужен голем: чтобы избавиться от Духа Изменчивости, который не может покинуть тело, не обладающее душой. Получается, что автор ввел сразу двух даром не нужных героев, чтобы при помощи одного избавиться от другого - причем проделал это настолько прямолинейно, что его "хитрость" бросается в глаза и очень раздражает. По сути, у нас здесь наворочена большая мифология, наверчена куча событий, большая часть которых сюжету не нужна, но все это - ради простенького квеста, которого едва хватает на рассказик.

Возвращаясь к титульному герою: почему вся эта история написана о ком угодно, кроме Конана? Потому что суть героя, то, за что он нравится уже не первому поколению и будет нравится всегда - относительно проста: он обычный человек, который с мечом в руке выходит против колдунов, демонов, а при случаи и богов.... И он побеждает - потому что оказывается сильнее любой магии. Герой данной книги - принципиально иной и здесь я снова не могу удержаться от сравнений с РПГ: он - читер. Волшебный кинжал, способный разрубить что угодно и убить колдуна - есть. Спутник, способный в одно рыло выносить всех, кроме босса - есть. Обруч, если я ничего не путаю, отводящий враждебную магию... То же есть. Узнаете? Это манчкин, врубивший режим бога, вместо того, чтобы "качать уровни".

В целом, роман можно рекомендовать только безнадежным комплетистам и тем, у кого других книг под рукой просто нет.

Тем не менее, определенная ценность у этого тома есть: в него еще входит и повесть "Ристалища Хаббы", того же автора - возможно, лучшее, что он написал о Конане. Да, тут тоже есть мотивы молний Митры, которые Конан жутко хочет научиться пускать из зада... ой, извините из рук. Есть некоторое количество благочестивых размышлений, которые не сложно пропустить читателю - но еще лучше было редактору это заранее выкинуть. Тем не менее, костяк истории неплохой, довольно простой - но именно потому он и работает. Конан попадает в плен, его оговаривают и вынуждают стать гладиатором. Он сталкивается с местным чемпионом-ваниром, в начале они относятся друг к другу враждебно, но потом находят общий язык и вместе бегут из заключения, отбиваясь от погони. Все это вместе занимает чуть больше ста страниц и читается очень неплохо - особенно на фоне заглавного произведения. Лично мне показалась немного затянутой часть повести, посвященная бегству и драке с конной погоней, но это дело вкуса.

Как это часто бывало в рамках данной серии, в книге есть еще пара статей о географии и этнографии Хайбории, но для современного читателя они особого интереса не представляют.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us