Конан и Боги Тьмы (сборник)

]]>
]]>

Conan (Russian anthology, vol. 02)

Конан и Боги Тьмы

Конан бежал от волков, а оказался вынужден драться за меч с ожившим мертвецом... Он забрался в дом ради кражи, а стал обвиняемым в убийстве... А уж что получилось, когда, будучи обычным пиратом, он ввязался в историю с похищением принцессы, ожившими древними богами и колдунами, рвущимися к власти... Словом, интересная у Конана жизнь..

Второй сборник антологии о Конане от издательства "Северо-Запад", в который вошли сборник рассказов и два романа, написанных "продолжателями Говарда" - с переменным успехом, надо сказать. Предыдущий, напоминаю, назывался "Конан и четыре стихии".

Причем есть у оформления интересные особенности: в оглавлении авторами сборника обозначены Лайон Спрэг де Камп и Роберт Говард. При этом отдельные рассказы непосредственно в книге атрибутированы иначе и не всегда правильно.

"Поединок в гробнице", автором указан Роберт Говард (этот же рассказ известен как "Тварь в склепе" и настоящими авторами были Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер). В России - определенно один из самых известных рассказов Говарда, но, как выясняется, его писал не он. По сути, история и правда неплохая, хотя Конан, который сматывается от стаи волков - это несколько странно. Не к такому киммерийцу мы привыкли. К тому же рассказ по композиции воспринимается не как цельное произведение, а как отрывок в лучшем случае - без начала, а пожалуй, что и без достойной концовки.

"Слоновая башня" написана действительно Говардом и тут уже заметен контраст: во-первых, это настоящий Конан, каким он и задумывался, во вторых сам рассказ - произведение динамичное и ладно скроенное. К тому же в нем ощутимо немалое влияние Говарда Лавкрафта: мотив пришельца из далекого и жуткого космоса, сама жутковато-загадочная атмосфера посвященных ему фрагментов. И - обратите внимание - все это достаточно четко и качественно вписывается в собственно мир Хайборийской Эры, а не смотрится привнесенным и чуждым элементом как у многих более поздних авторов, желавших прислониться к мифам Ктулху.

"Бог из чаши" был написан Говардом и отредактирован Лайоном Спрэг де Кампом (о чем на страницах сборника решили умолчать) - насколько сильно он прошелся по тексту, не знаю. Тем не менее, это отличное произведение, хотя и довольно неожиданное в рамках сеттинга. Конан забирается в дом и оказывается подозреваемым в убийстве... При этом большая часть действия - типичный "английский детектив": ограниченное пространство, труп, несколько подозреваемых - и проницательный, пытливый человек, который пытается решить загадку. Лично мне понравилось, хотя человек, хоты бы минимально знакомый с сеттингом довольно быстро сообразит в чем тут дело, но даже это лично меня не расстроило: настолько элегантно вселенная Конана оказалась вписана в приемы английского детектива.

"Багряный жрец" - и снова это рассказ, написанный самим Говардом и явно поровергающий расхожие представления о Конане и посвященных ему книгах. Киммерийцу всего 18 лет, он еще не оперившийся вор - и, случайно убив жреца, он оказывается втянут в замысловатые и опасные интриги. Более того, на его пути встретится колдун и, конечно же, монстр. Казалось бы, вполне каноничный набор персонажей, разве нет? Но, если читать внимательно, то понимаешь, что вслед за английским детективом в контуры Хайборийской эры были вписаны и... произведения о сумасшедших ученых. Напомню, что на тот момент этот поджанр еще не был старомодным объектом насмешек.

"В зале мертвецов" снова был дописан де Кампом, что честно отмечено в тексте книги. Сам по себе рассказ неплох, в нем снова можно ощутить лавкрафтовские интонации - и, для разнообразия, Конан действует не в одиночку, а заключив союз с бывшим противником. Этот мотив, как и "юмористическая" концовка, в которой новые приятели оказались ни с чем, как мне кажется, были дописаны де Кампом, но я могу ошибаться. С другой стороны, он не особенно запоминается, что ни есть хорошо - даже "Поединок в гробнице" сильнее цепляет читателя своими образами.

"Рука Нергала" была, для разнообразия, дописана Лином Картером. В целом, неплохой рассказ, в котором любопытно показана "ситуационая этика", вполне логичная для варвара: он не гнушается мародерством, завидев раненную девушку, первым делом решает ее добить, чтоб не мучилась... Но потом, все-таки, спасает - а следом оказывается вынужден в очередной раз спасти и весь мир. Правда, роль самого Конана, в конечном счете, в этом конфликте довольно пассивна, что не слишком характерно для киммерийца.

Ну и последний рассказ в подборке, "Город черепов", просто не могли не написать на пару два "соавтора" Говарда - Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер. В принципе - опять-таки, неплохое произведение, которое пытается заполнить белые пятна в каноне: биография героя более-менее известна, но самим Говардом не описана. Насколько я понимаю, по внутренней хронологии саги, многие события здесь происходят с главным героем в первый, но далеко не последний раз.

Сразу после этого сборника рассказов мы можем насладиться еще одной их совместной работой - роман "Корона Кобры", в котором, на мой взгляд, четко видны недостатки "продолжателей" Говарда - причем не только этих двух, но и почти любых, бравшихся за перо позднее. Авторы не рискуют так дерзко играть с каноном, как сам создатель персонажа, никаких английских детективов на территории Хайбории - наоборот. Довольно часто элементы сюжета заимствуются из рассказов самого Говарда, их лишь немного "перекрашивают" и приспосабливают к новой обстановке. Некоторые сюжетные ходы, впрочем, вызывают легкое недоумение: к примеру, Конан как-то слишком легко и прямолинейно избавляется от Бога-Жабы, который наводил ужас на всех и вся. Да и его дружба с ваном, которая начинается буквально с полборота - тоже несколько удивляет. Но как чисто приключенческая книга читается неплохо, надо признать. Напоследок отмечу, что книга "в девичестве" носила менее цветастое название "Конан-корсар" (Conan the Buccaneer, если быть точным) и написана в 1971 году.

Заключается книга еще одним романом Роберта Джордана - "Ловушка для демона", причем в самом тексте сборника соавтором Джордана указан Роберт Говард, но это неверно. В оригинале книга называлась Conan the Victorious (Конан Победоносный) и была издана в 1984 году. Для самого писателя это была четвертая книга о киммерийце и написана она была сразу после "Чёрного камня Аманара", нам уже знакомого. На мой субъективный взгляд, автор по-прежнему остается крепким середнячком, но предыдущий роман сборника превосходит на голову. Как минимум, здесь интереснее развиваются события, плотнее и смелее описаны страны и люди, да и само псевдо-индийское окружение интригует. Сюжет, опять-таки, достаточно интересен и не стесняется отходить от канонов, заданных родоначальником цикла.

В целом, для поклонников жанра книга достаточно любопытна, хотя относить ее к вершинам направления, разумеется, не стоит. Отдельные произведения посильнее, некоторые - явно слабее, но в целом уровень достаточно неплохой. С другой стороны, это еще только второй том цикла, который издавал в свое время "Северо-Запад", так что - то ли еще будет...

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2