Клуб самоубийц

30 июля 2015 г.Просмотров: 2408RSS 2
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Jisatsu sâkuru, 2001

Клуб самоубийц (Jisatsu sâkuru, 2001)

Японию захлестнуло сразу два массовых помешательства: все увлечены группой Dessert и... массовыми самоубийствами. Первый раз произошедшее посчитали несчастным случаем, но постепенно стало появляться подозрение, что все это - изощренное убийство.

Режиссер: Сион Соно

В ролях: Рё Исибаси, Масатоси Нагасэ, Маи Хошо, Тамао Сато

Товарища Соно мне доводилось даже переводить - и этот опыт отпугнул надолго: более претенциозное и пустое зрелища, чем его фильм "Риск" (Hazard, 2005) еще поискать! Ну, правда, любители арт-хауса считают иначе, насколько я понимаю, но это их проблемы. В общем, "психическая травма" была такова, что второй шанс дать я долго не решался. Тем не менее, "Клуб самоубийц", одна из самых известных работ режиссера, оказалась гораздо лучше. Хотя и не лишенной недостатков, надо признать.

По сути, это отлично выстроенный, напряженный триллер, в самом начале которого нам загадали загадку: почему же происходят самоубийства? Следить за ее разматыванием - очень увлекательно, тем более, что режиссер свое дело знает. Показав сцену массового самоубийства в метро, он раз за разом возвращается, показывает схожие эпизоды, нагнетает напряжение... Впрочем, не подумайте, что это его единственный прием, но я в восторге от того, как он работает с приемами хоррора.

Помимо триллера он умело жонглирует эпизодами комедии: сцена обеда на школьной крыше и последовавший за ней эпизод - чисто "цирковой", бурлескный по своей организации и безумно смешной.

Показать...

Словом, классика черного юмора.

Другой разговор, что загадать хорошую загадку в детективном триллере мало - ее же разгадать надо, и так, чтобы зрители не смеялись. Как раз это Соно и не удалось: да, можно возразить, что режиссер и не ставил себе такой задачи, но это уже другой разговор, об этом чуть позже. Хорошая история образуется из ответов на вопросы: Кто? Что? Как? Почему? Ответ может быть довольно странным с точки зрения "здравого смысла": например, "мертвая девочка с длинными волосами вылезла из телевизора и убила всех, кто посмотрел видеокассету". С точки зрения обыденной жизни это чушь, но внутренняя логика "Звонка" - безупречна. В его истории даны ответы на все перечисленные мною выше вопросы. А теперь давайте посмотрим, что у Соно - дальше, сами понимаете, будут махровые СПОЙЛЕРЫ. Итак: какую роль в событиях играли ленты из человеческой кожи? Девочки из группы знали о том, какое послание распространяют? Все ли совершившие самоубийство попали под действие злоумышленников или часть из них (например, дети на крыше школы) действовала из чистого подражания? Так кто же стоял за всем этим и зачем ему (им) это понадобилось? Зачем вообще в сюжете нужны непонятные тетки в халате, с которых начинается фильм? А девушка-хакер? Все эти линии оборваны, они идут в никуда. Говорят, правда, что режиссер сократил фильм по требованию продюсеров... Ну, не знаю, я смотрел unrated, самую полную из изданных версий - там ответов нет. Если Соно и сокращал что-то, то очевидно, не то, что требовалось.

Отдельное недоумение у меня вызвало чудовищное количество плохонькой попсы девичьей группы, режиссер показывал их при каждой возможности. Не специалист в японской эстраде, но из того, что я слышал, там есть гораздо более приличная музыка. Непонятна мне и роль Генезиса: престарелый Соно так не любил в молодости глэм-рок, что до сих пор не может успокоиться? Ну да, глупые претензии персонажа на "Чарльза Мэнсона информационной эры" я уловил, хорошо... Но... Спасибо хоть, этого клоуна не сделали настоящим злодеем.

То, что сработало против Соно лично я называю "синдром "Евангелиона" и у японских авторов, особенно из числа претенциозных, эта болезнь встречается нередко. Заключается она в том, что у них есть ИДЕЯ. И вот они начинают неплохой рассказ, но в кульминационный его момент герой останавливается и начинает доооооооооооолгооооо рассуждать на тему... ну там, "тварь я дрожащая или право имею", или еще что-то столь же интеллектуальное. Развитие истории идет побоку, зачастую она вообще комкается и превращается в черти что - только ради того, чтобы протолкнуть ИДЕЮ. Ребята, это азы: ИДЕИ, выводы и прочая шелупонь могут вытекать из истории. Причем именно МОГУТ, а не ДОЛЖНЫ. Истории должны увлекать и ничего больше, все остальное - результат глубоко побочный. Вот и Соно со своим "чувством собственной важности" (как же, он же серьезный творец, а не жалкий ремесленник)попался в ту же ловушку. Он начал очень умело рассказывать очень интересную историю, но на середине ее сказал: "Да, черт с ним. Давайте я лучше в метафорической форме поделюсь с вами наболевшем о проблемах Японии". И началось: социальное отчуждение, непонимание окружающих, потеря самоидентичности, бла-бла-бла... Вот оно мне зачем было?

Нужно сказать пару слов и на популярную по всеми миру тему "вы не понимаете этот фильм, потому что вы не японцы". Угу, точно, буддизм на моей памяти приплетали, самурайский кодекс, все дела. Умники... Итак: группы детей, охваченных непонятным порывом, начинают совершать массовые самоубийства, взрослые ходят вокруг, не понимают, что происходит, но воспринимают это как чудовищное горе. Заметьте: не трендят про буддизм, реинкарнацию и прочие радости доморощенных японистов - и впадают в ужас. Если кто-то видит в этой реакции что-то специфически японское, то суши на ночь ему больше не давать. Если кто-то считает, что подобный "культ" - чисто японское явление, то для начала погуглите про Церковь Эвтаназии, что ли. Между прочим, выпуск "Шоу Джерри Спрингера" с их участием так и назывался "Я хочу присоединиться к клубу самоубийств".

В сухом остатке мы имеем умело и очень качественно поставленный триллер, который мог бы стать классикой хоррора, если бы режиссер больше внимания уделял сюжету, истории, а не своим комплексам и "тараканам". Еще раз хочу обратить внимания: вся эта гневная одержимость и все мои филиппики - от того, что я вижу фильм, который мог бы стать легендой жанра, но не стал. Придайте ему в финале хоть какую-то логику, закройте сюжетные линии - было бы гениальное произведение искусства. Эстетическое удовольствие от него можно получить и сейчас - но только пока не наступит финал и ты не поймешь, как тебя провели.

У фильма есть продолжение (кажется, впрочем, это приквел) и оно стоит в моих планах на просмотр.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2