Клайв Баркер - Восставший из ада (повесть)
Clive Barker - Hellbound hearts
Повесть о Шкатулке Лемаршана и человеке, который разгадал ее секрет. О сенобитах, которые терзали его плоть и дух и о бывшей любовнице, которая помогала ему сбежать от смерти.... Повесть, сделавшая Клайва Баркера звездой и послужившая первоисточником для фильма - первого из, похоже, бесконечной серии...
Как известно, в оригинале повесть называется несколько иначе - но правильное название с наскоку не переведешь. Что-то типа "Сердца, связанные адом", я бы сказал. Но по-русски звучит странновато, так что бог с ним с названием.
Сама повесть - типичное произведение Баркера, с характерными для него достоинствами и недостатками. Этот писатель - ярко выраженный визионер, вроде Лавкрафта или Толкина: не зря же говорят, что он записывает свои сны в специальный блокнот, из которого потом и черпает вдохновение. В любой его книге есть сцены, словно вышедшие из сна - здесь, например, это длинная сцена с описанием тех гипертрофированных ощущений, которые наслали на Фрэнка сенобиты. Да и само первое появление сенобитов тоже. У Баркера могут быть слабо прописаны герои - к примеру: где работает Ларри? кто такая Керсти? Ведь это в фильме она дочь Ларри - и, кстати, кто ее мать? Судя по всему - не Джулия - но что тогда стало с первой женой Ларри? В книге статус этой героини, насколько я помню, вообще не прояснен - есть ощущение, что она коллега Ларри, но не более того.
Вообще сравнивать книгу с фильмом интересно - при совпадении основных сюжетных ходов можно найти большое количество мелких различий. К примеру, Пинхэда нет вовсе - есть, правда, смутно похожее на него существо. Но не оснований полагать, что оно - главное среди сенобитов, их лидером был загадочный Инженер. Да и героини отличаются: Джулия описана как красавица и, судя по всему, молодая. В фильме это женщина средних лет и слегка увядшей, жесткой внешности. Керсти - напротив, в книге описывается как невзрачная серая мышка неопределенного возраста, а в фильме выглядит весьма привлекательной молодой девушкой.
Я ценю повесть за уже упомянутые "сновидческие" сцены - и другие им подобные - и за несколько всплесков роскошного языка, но чаще я все-таки пересматриваю фильм. Повесть иногда кажется разминкой перед его созданием - словно, когда начались съемки, у самого Баркера наконец, щелкнув, сошлись все кусочки головоломки.
страница повести на русском фан-сайте Клайва Баркера
Купить произведения Клайва Баркера