Клайв Баркер - Явление тайны
Clive Barker - The Great and Secret Show
Над Америкой бушует схватка двух могущественных существ, способных управлять снами и мечтами людей. Один из них когда-то был почтовым служащим и теперь хочет только власти. Второй был наркоманом и ученым, но теперь стремиться только остановить своего соперника....Что если за их схваткой стоят еще более могущественные силы?
И снова я вынужден оговориться, что это даже не описание завязки сюжета, здесь опущены многие важные нюансы. Клайву Баркеру удалось создать мощнейший образец фэнтези, с разветвленной, сложной мифологией, так и не объясненной в тексте до конца. Но, если бы у меня вообще была склонность к религии, наверное, я бы принял эту...
Писать об этой книге, первой в пресловутой "Трилогии Искусства", очень сложно - еще и потому, что это мое любимое произведение Клайва Баркера и одна из самых любимых книг вообще. Что я могу сказать о ней, помимо извержения восторженных эмоций?
Для начала: не могу не попинать переводчиков. Было два перевода и оба назывались "Явление тайны", хотя оригинальное название переводится "Великое и тайное представление". Более того, я, например, склонен считать, то никакая тайна в романе не явилась... Она разве что приоткрылась, если быть точным.
В космогонии, которая описана в книге, существует Космос, наш с вами мир, и существует Метакосмос, в котором живут Иад Уроборос, некие чудовищные создания. Между этими двумя полюсами пролегает Субстанция, море, из которого приходят мечтания и сны. Эфемерида - остров в этом море, на берегах которого и были сложены все сказки, мифологии, религии. И все они либо отражают только часть правды, либо вообще уводят от нее в сторону. Само по себе наличие Космоса и Метакосмоса - не новость, вспомните, хотя бы, Эмбер и Хаос в "Хрониках Эмбера" Роджера Желязны. Это два полюса существования, вполне описуемые в терминах "добра" и "зла"- или законов термодинамики. Новое, что внес Клайв - именно концепция Субстанции. Она выламывает его фэнтези из большинства традиций.
К тому же, сама эта концепция не до конца объясненная, заряжена при этом настолько сильными эмоциями, что подкупает - во всяком случае меня. Собственно, именно эта эмоциональная заряженность книги и порождает ее религиозное воздействие: ты не все из описанного понимаешь, но верить хочется. Верить в то, что где-то там, за гранью, находится Море Снов...
Единственное, что мешает создать на основе книги религию - в романе все же не описаны методы достижения той власти, которая есть у героев. С другой стороны, Лавкрафт, например, тоже не описывал подробно ни мифологию, ни религиозную практику поклонения Древним - что не мешало создавать на основе его текстов совершенно реальные религиозные церемонии. Кстати, как раз упоминание Лавкрафта в контексте разговора о романе - вполне уместно. Дело в том, что и Баркер и Лавкрафт - визионеры, и воздействие их книг происходит помимо литературных достоинств текста. И либо вас цепляют те видения, которые авторы пытаются передать - либо нет.
Я всегда считал, что на основе этой книги можно создать грандиозный фильм, но пока этого не произошло. Зато был выпущен комикс, даже переведенный на русский язык - и я до него чуть попозже непременно доберусь.
- Однажды - Конюший
- Amazing Fantasy (Spider-man) 15
- Обнаженная Соледад Миранда в "Дьявол Прибыл Из Акасавы"
- Hidious In Strength - Nun With A Gun
- Майкл Питт и группа Pagoda
- Ян Сазерленд - Социальный инженер
- Спартак: Кровь и Песок 1.11 - Старые раны (просмотр) / "Spartacus: Blood and Sand" Old Wounds (online)