Китайский квартал

14 августа 2017 г.Просмотров: 1573RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Chinatown, 1974

Chinatown, 1974

Частного сыщика нанимает богатая красавица - расследовать похождения мужа. Вот только, как окажется, это была совсем другая женщина - а ниточка, за которую он потянул, приведет к целому клубку загадочных преступлений.

Режиссер: Роман Полански

В ролях: Джек Николсон, Фэй Данауэй, Джон Хьюстон

Со второй попытки я таки смог поучаствовать в кинорулетке, которую проводит в ЖЖ altereos, благо тема была мне симпатичная, "Новый Голливуд". Фильмы там распределяются случайным образом, но, полагаю, даже человек хорошо меня знающий лично, упорно постаравшись, не смог бы сделать более забавный выбор.

Дело в том, что как личность Полански мне откровенно противен: я - человек старомодный и считаю, что насильник и педофил должен сидеть в тюрьме. Фильмы его тоже, как правило, не вызывают у меня восторга - и этот не стал исключением.

Итак, по сути, перед нами явная стилизация под классические нуары - все кому не лень, в связи с фильмом поминают Дэшила Хэммета и фильмы, снятые по мотивам его книг. Полански даже подчеркнул это, взяв на одну из главных ролей Джона Хьюстона, режиссера тех самых классических нуаров. Тот же Николсон в главной роли явно старается походить на Хэмфри Богарта, хотя, временами, как мне показалось, проявляется щепочка Кэри Гранта из фильмов Хичкока - например, в сцене, где его едва не утопили.

Вообще, игру Николсона, опять-таки, хвалят почти все, кто говорит о фильме и вполне заслуженно: актер в этой роли производит несколько необычное впечатление. Надо учитывать, что Николсон - крайне "типажен", по сути, почти во всех ролях он играет самого себя - в большей или меньшей степени. Пересмотрите сцены его безумия в "Сиянии" и, допустим, выходки Джокера в "Бэтмене". А теперь возьмите, ну, скажем, два любых фильма Харви Кейтеля: допустим, даже "Криминальное чтиво" и "От заката до рассвета". Понимаете, о чем я? Так вот, самое интересное в "Китайском квартале" - и о чем, как ни странно, на моей памяти никто не писал - это моменты, когда под персонажем проглядывает Николсон. По большей части, он играет типаж нуарного Богарта и отлично справляется, но... временами типаж самого Николсона полностью берет верх: например, в сцене, где он рассказывает сальный анекдот о китайцах и сексе. Смотреть, как эти два полюса в его персонаже то и дело меняются местами, проглядывая один под другим - на мой взгляд, одно из главных удовольствий фильма.

Второе, не менее яркое удовольствие - наслаждаться фактурой: тканями, декорациями, машинами. В этом отношении фильм смотрится безупречно стильно. Но в этом же и его уязвимая часть: зачем мне, пусть и отличная, но стилизация под классический нуар, если у меня есть оригиналы? Чего-то принципиально нового, какого-то переосмысления жанра, Полански как режиссер, на мой взгляд, не внес. Если, конечно, не считать таковым вкладом мотив сексуальных извращений, видимо, духовно близкий режиссеру.

Вообще, как раз режиссура здесь, на мой взгляд, ужасна. На руках у Полански - история, в которой есть сыщик, роковая красавица, опасные бандиты, политические интриги и сексуальные скандалы... К тому же, история эта довольно запутанна, что по меркам нуара само по себе не грех, но... Полански не смог придать ей ни драйва, ни саспенса. Герой Николсона болтается по городу, лезет не в свое дело - но у нас нет постоянного ощущения, что ему грозит опасность. Лоск есть, напряжения не возникает. В результате, зритель начинает скучать и раздумывать, а нельзя ли эту историю было изложить короче и интереснее.

При этом, сам по себе сценарий, опять-таки, не вызывает возражений: там есть все, что нужно. Шикарные герои, меткие реплики:

- Не поступайте со мной так жестоко.

- Я ни с кем не поступаю жестоко. Это делает мой адвокат.

Собственно, на этом этапе можно возразить "ТыНичегоНеПонял" и "ЭтоШедевр" - зря, что ли, ему дали охапку премий, а за сценарий - так и вовсе "Оскар". На мой взгляд, разгадка этого относительно проста: во-первых, сама стилистика нуара, для многих "солидных критиков" и кинодеятелей того времени это явно были фильмы детства, а ностальгия - страшная вещь. Скажем, аккуратные стилизации под ужастики восьмидесятых, а обычно принимаю с восторгом. Во-вторых, в фильме есть отсылки к реальным событиям и "городским легендам" о происхождении Лос-Анджелеса. Но суть в том, что современному зрителю, да еще в другой стране, само по себе знание, что часть событий имеют отдаленное отношение к реальной истории - ничуть не делает просмотр увлекательнее.

Словом, качественно сыгранное и снятое, очень красивое, но скучноватое кино претенциозного европейского извращенца. И, кстати, само по себе отнесение этого гастрабайтера к "Новому Голливуду" мне кажется некоторой натяжкой: да, Таун и Эванс (сценарист и продюсер) участвовали в этой волне, Николсон тоже имел отношение, но Полански-то как раз и позвали потому что хотели привнести "Европейский флер".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us