King Crimson – Lizard

12 февраля 2012 г.Просмотров: 3032RSS
Рубрики: Музыка » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

King Crimson – Lizard

Нельзя не признать высокий музыкальный уровень третьего альбома King Crimson: здесь немало стилистических экспериментов, прогрессивный рок встречается с джазом и пытается слиться с ним воедино. Вот только любить этот альбом у меня не получается - как слушатель, с эмоциональной точки зрения, я считаю, что этот альбом уступает даже "In The Wake Of Poseidon", не говоря уж о грандиозном "In The Court Of The Crimson King".Впрочем, нельзя не отметить, что многие не разделяют моего мнения и любят этот альбом.

Cirkus (Including: Entry Of The Chameleons) 6:28

Indoor Games 5:38

Happy Family 4:15

Lady Of The Dancing Water 2:43

Lizard (22:24)

Prince Rupert Awakes

Bolero - The Peacock's Tale

The Battle Of Glass Tears (Including: Dawn Song / Last Skirmish / Prince Rupert's Lament)

Big Top

С точки зрения состава участников, "Ящерица" записана переходным составом, который никогда не выступал на концертах. Итак, официальными участниками группы на тот момент значились:

Роберт Фрипп — гитара, меллотрон, клавишные;

Гордон Хаскелл — бас-гитара, вокал;

Мэл Коллинз — саксофон, флейта;

Энди Маккалох — ударные;

Питер Синфилд — тексты.

Хаскелл и Маккалох представлены как официальные участники группы только в этот раз. На первой части заглавной композиции участие так же принимал Джон Андерсон из "Yes" - в качестве приглашенного вокалиста.

С точки рения стилистики, альбом, с одной стороны, типичный представитель арт-рока тех времен: как сказал Умберто Эко о барочной литературе "тогда носили длинное". Это высказывание вполне подходит: исполнители арт-рока старались сочинять долгие, с усложненной структурой композиции, зачастую состоящие из нескольких, сравнительно независимых частей. На этом альбоме King Crimson лучшим примером этого подхода станет заглавная композиция "Lizard": на оригинальном виниле она занимает целиком вторую сторону пластинки.

Мое отношение к таким композициям, как правило, довольно простое: я редко воспринимаю их как целостные композиции, чего бы там не замышляли в свое время их авторы. И, как следствие, мне могут нравится отдельные части этого произведения - при полном равнодушие к остальным. Единственное, о чем я жалею - даже на компакт-дисках эти "песни" записывают отдельным куском и нет возможности послушать полюбившуюся часть, просто пролистав остальные. В случае с Lizard, такой темой является "Bolero - The Peacock's Tale". Кстати, сам Фрипп, видимо, разделяет мое мнение, потому что в примечаниях к альбому можно прочесть:

"Многие идеи представлены одновременно, но немногие из них работают. Разнообразные кусочки не уверены - стоит ли попытаться соединиться с основной темой или сохранить независимость... Исключением является "Болеро"... Эта мелодия поддерживала меня в трудные времена".

Если отвлечься от гигантоманской заглавной композиции, то Cirkus, открывающая альбом, начинается очень спокойно, почти балладно - вокал и акустическая гитара, но напряжение нарастает... И продолжает нарастать, пока не вступают остальные инструменты. Мне нравится здесь мелодия вокала, его эмоциональное звучание.... Отлично и довольно неожиданно звучит гитара: этакое фламенко, стальной голос струн, которого не ожидаешь от этой группы. Ну и грозная тема, создающая контраст к основной мелодии - в общем, не зря Cirkus считается одной из самых известных песен на альбоме. Причем "цирк" здесь, как мне кажется, подразумевается скорее в древне-римском понимании, чем в современном. Для современного цирка, скорее, подошла бы следующая композиция - ироничная Indoor Games. Вполне представляю себе парад-алле под эту мелодию - разве что темп слишком размеренный для циркового шествия... И снова, кстати, гитара Фриппа звучит стальным боем, напоминающим испанские наигрыши. Кстати, это едва ли не единственный альбом "Кримсон" где гитара ощутимо ушла с авансцены и подчинилась необходимости ансамблевой игры.

Ну и Happy Family с ее искаженным вокалом и "кривой", пародийной мелодией - тоже хороша. Неуловимым образом она мне всегда напоминала творчество The Residents.

Lady Of The Dancing Water - акустическая, изысканная баллада, написанная явно по тем же лекалам, что и «Moonchild» (альбом "In The Court Of The Crimson King") и «Cadence and Cascade» (альбом "In The Wake Of Poseidon") и уже по этому воспринимающая несколько вторично.

Как и у многих других альбомов группы, было выпущено переиздание с пятиканальным звуком и несколькими бонус-треками. Причем Стивен Уилсон из «Porcupine Tree», который занимался ремастированием записей, очень хотел поработать именно с этим материалом: по его мнению, звуковая насыщенность такова, что возможностей стерео-записи просто недостаточно. В чем-то он прав, разумеется...

В общем - да, я не считаю этот альбом большой творческой удачей любимой группы, но прошу заметить, что не самые сильные альбомы "Кримсон", на мой взгляд, далеко превосходят творческие взлеты коллективов масштабом поменьше.

купить записи King Crimson

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us