Изабелла (2012 - 2014)

]]>
]]>

Isabel

Isabel (Spanish tv series)

История Изабеллы и Фердинанда, короля и королевы, покоривших Гранаду, объединивших несколько испанских королевств, отправивших в плаванье Колумба...

В ролях: Мишель Хеннер, Родольфо Санчо, Ирена Эсколар

Об одной из самых значительных фигур своей истории испанцы очень красивый исторический сериал, состоящий из ударной дозы мелодрамы и некоторого количества интриг. Единственным недостатком первого сезона называть некую огламуренность и осовремененность. Это ощущение легко уловить, но непросто описать: по сути, в хорошем историческом сериале возникает ощущение, что перед нами - люди минувших эпох. Здесь же, скорее, видятся наши современники, в меру сил изображающие людей другой эпохи так, как они себе их представляют. Особенно это заметно, когда Изабелла (Мишель Хеннер) встает в позу и начинает зачитывать "программу современного феминизма": мужа я буду себе выбирать сама, править я буду сама и вообще, я сильная независимая женщина. Суть не в том, противоречит ли это историческим фактам, суть именно в том, что выглядит Хеннер в это время, как современная феминистка в старинном платье. По сути, иногда ловишь себя на мысли, что перенеси авторы сериала действие в наши дни, сделай героев менеджерами корпорации и обряди в современные деловые костюмы, как это часто делают с героями Шекспира - в восприятии сериала практически ничего не изменилось бы, скорее, он стал бы казаться естественнее. Впрочем, в "Изабелле" это не особо раздражает, да и проявляется не так часто, как могло бы.

Забавно, что для главной героини арка первого сезона, по сути, повторяет историю Дайенерис из "Игры престолов": наследница трона, рано потерявшая брата, едва ли не насильно выданная за лихого воина, которая она со временем полюбила, оказавшаяся в центре интриг, но все-таки севшая в итоге не трон - и превратившаяся попутно из наивной и чистой девочки в настоящую правительницу.

Помимо этого есть и арка первого сезона в целом: у нас есть король, эмоциональный и слабый, которым легко манипулировать - и есть его сестра, Изабелла, как уже сказано выше "сильная независимая женщина". Рядом с ними есть по интригану (что самое забавное, дядя с племянником), которые даже не особо скрывают своим намерения: править страной, не являясь королями формально, но манипулируя теми, кто сидит на троне. Понятно, что одному нужно сбросить короля и посадить на его место Изабеллу, второму - помешать это сделать. В этом русле, собственно, сюжет и развивается.

Что касается актеров: Изабелле и Фердинанду изрядно польстили, если верить их портретам, но общая канва событий, если верить вики, совпадает с историей. Мишель Хеннер хороша в этой роли, хотя, казалось бы, и не демонстрирует особо широкого диапазона, а вот к Родольфо Санчо вопросы таки есть. Во-первых, во всяком случае, в начале сериала, его Фердинанд не слишком отличается от персонажа в том же "Министерстве времени": простой мужик, обаятельный, когда приходится - жесткий. Во-вторых, по сюжету не раз подчеркивается, что Фердинанд и Изабелла - едва ли не ровесники, но Санчо выглядит заметно старше Хеннер. В целом, это очень ансамблевый сериал: практически никто из актеров не тянет одеяло на себя, но общее "звучание" получается довольно полнокровным. Тем не менее, двух актеров и их персонажей выделить хочется. Во-первых, это Серхио Перис-Менчета и его Гонсало - в начале оруженосец, потом уважаемый полководец, опора трона. Арка этого персонажа в первом сезоне снова подозрительно напоминает "Игру престолов": вначале он служил брату Изабеллы, после его смерти перешел к ней самой, и все это время был влюблен - сначала в принцессу, потом в королеву. К чести сценаристов, чувство осталось безответным и герои так и не переспали, даже тайком. При этом, если зритель попытается списать все на шаблоны фэнтези - не выйдет: этот персонаж - никто иной, как Гонсало Фернандес де Кордова, которого считают едва ли не лучшим генералом того времени. Тем не менее, каким-то чудом из этого персонажа второго плана получился один из самых обаятельных героев всего сезона. Ну и, наконец, кардинал Борджиа, появляющийся ближе к концу сезона, просто прелестен - и, по моему ощущению, актер "крадет кадр" практически у всех, с кем оказывается рядом. Борджиа, как не трудно предугадать, еще не раз появится в сериале, постепенно становясь все более весомой его частью - как-никак, папа римский.

Довольно необычна и структура сезона: он начинается с ключевого события - коронации Изабеллы, после чего мы возвращаемся назад во времени и смотрим, как героиня пришла к короне. То есть, по сути, весь сезон оказывается большим флэшбеком.

Второй сезон использует тот же прием, но на этот раз - с историей покорения Гранады и завершения реконкисты: сначала мы видим, как власть передают Фердинанду и Изабелле, а потом, в течении всего сезона, узнаем, как они дошли до этого. Правда, прием этот, в какой-то степени "обманный": сцена сдачи Гранады - по сути, начало последней серии, а не финал как таковой, а событийный и эмоциональный фокус заключительного эпизода приходится на другие события.

На этом этапе возникли, похоже, некоторые сценарные проблемы: в сезоне происходило, попросту, слишком много всего. У Фердинанда и Изабеллы возникают личные проблемы, возникает крестьянское восстание из-за феодальных привилегий, война в Гранаде, интриги между мавританской знатью, введение Инквизиции и проблемы с евреями. В результате многие вещи, казалось бы, довольно важные, подаются пунктиром, если подаются вообще. Возвращение Гонсало, одного из ключевых героев первого сезона, тому неплохой пример: во втором сезоне он, по сути, становится статистом, которого без особого ущерба можно заменить любым другим персонажем. Примерно так же дела и с мавританской линией: она яркая, составляет хороший контраст испанским сюжетным линиям, хотя бы своими экзотичными видами, костюмами, обычаями, но... Первоначально в интригах кучи новых персонажей нетрудно и запутаться, тем более, что вводятся они, зачастую, своеобразно. Эмир захватывает христианскую девицу - и мигом в нее влюбляется раз и навсегда, начинает вести с ней настолько горячие речи, что поначалу я решил он издевается над "неверной". Чуть больше времени, уделенного этой и многим другим сюжетным линиям, могло бы помочь, но, как я уже говорил, событий попросту слишком много. Лично я с удовольствием посмотрел бы отдельные, гораздо более подробные сезоны о крестьянском восстании и реконкисте, но - не срослось. Не в последнюю очередь, подозреваю, из-за бюджета: не зря же большинство битв в сериале показаны либо, как стычки едва ли десятка статистов, либо уже своими последствиями - горящий город вдали, трупы, разбросанные по полю. Это даже не недостаток сериала как таковой: чувствуется, что авторы выкручивались, как могли, а потому спокойно принимаешь это как условность. Зато ко второму сезону, кажется, авторы окончательно нашли верный тон и герои уже не кажутся гламурными беглецами из нашего времени.

Третий сезон начинается уже знакомым нам приемом: Изабелла умирает, рядом безутешный Фердинанд и придворные. После этого нам показывают высадку Колумба на берег, тем самым задавая вторую ключевую тему третьего сезона сериала. Знаменитому мореплавателю и Новому Свету, кстати, должны были уделить гораздо больше экранного времени, но бюджет не позволил, в результате, его историю мы, в основном, узнаем из обсуждений его похождений или разговорам о нем. Тем не менее, кстати, линия получилась довольно интересная, причем персонажа здесь даже не пытаются идеализировать.

К третьему сезону, как мне кажется, вновь была проделана "работа над ошибками", в результате, не смотря на огромное количество персонажей и сюжетных линий, воспринимается он сбалансированнее предыдущего. И это не смотря на то, что расширяется не только количество действующих лиц, но и локаций: помимо Португалии и Рима, здесь и интриги с Францией, и с Филиппом Красивым Габсбургом. С Филиппом, кстати, забавно получилось: актер в этой рои вызывает крайне яркую антипатию, но постепенно, когда безумие Хуаны развивается, его становится искренне, чисто по-человечески жаль. Ирена Эсколар, актриса, играющая Хуану, кстати - одно из главных украшений третьего сезона: во-первых, она - обладательница весьма интересной внешности, за ней попросту интересно наблюдать в кадре. А во-вторых, это хорошая актриса - как она показывает перед от милой, немного зажатой девушки к женщине, сошедшей с ума от любви. Понятно, что хвалить актрис за умение закатить истерику в кадре - это почти моветон, но ей отлично удается и несколько более сложный фокус: показать свою героиню опасной сумасшедшей, даже когда она ничего угрожающего, казалось бы, в кадре не делает.

Вообще, третий сезон, если бы ему был нужен подзаголовок, можно было бы назвать "Время потерь": в первом сезоне, по сути, мы видели персонажей молодыми и страстными, рвавшимися к власти. Во втором, они ее укрепляли, вместе шли, казалось бы, к невозможным целям: эти двое завершили Реконкисту, как никак - и практически заложили основу современной Испании, стремясь объединить разрозненные королевства. В третьем сезоне их ждет удар за ударом: и политические проблемы, и гибель детей, и просто старость с болезнями. Мишель Хеннер дивно хороша здесь: да, конечно, и гримеры постарались, как могли притушили красоту актрисы, но и сама она - пластикой, взглядами - изумительно передает угасание своей героини.

И вот, какие два момента интересны, если уж сравнивать этот сериал с мировой продукцией. С одной стороны, как я уже говорил, первая же серия третьего сезона нам показала, что главная героиня в финале умрет, да, собственно, это уже лет пятьсот как не является спойлером, но... Последняя серия, тем не менее, стала мощнейшей драмой и эмоциональным потрясением - в отличие от кое-какого другого финала, при всех его вот-это-поворотах. Правда, странно, Беннивайссы?

И второе - как ни странно, ни качая прав, не вереща про белых мужмразей и не занимаясь тем, что вообще положено делать сильной независимой женщине в современном кино, Изабелла здесь действительно выглядит и сильной, и независимой - настолько, что Капитанам Марвел только курить в сторонке остается.

В целом, как я уже и говорил: это достойный исторический сериал о весьма бурной и интересной эпохе, где недостаток размашистых баталий скрадывается обилием интриг, а уж мелодраматическая линия и вовсе едва ли не безукоризненна. С одной стороны, сериал не "засахарили", не превратили в "женский роман", а с другой - к героям действительно привязываешься, они находят в тебе эмоциональный отклик. Словом, лично я крайне доволен.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us