Интервью с DiscoAbsurdo / DiscoAbsurdo exclusive interview

13 марта 2011 г.Просмотров: 7183RSS 4
Рубрики: Музыка » ИнтервьюМетки: ,
]]>
]]>

Интервью с DiscoAbsurdo / DiscoAbsurdo exclusive interview

Я не так давно писал обзор на альбом американской индустриальной группы DiscoAbsurdo, и отмечал, что они смогли найти свои краски в индастриэл. Сегодня я вам предлагаю эксклюзивное интервью этих ребят: мы успели обсудить и музыку, и авторское право, и даже политику.

А для начала я предлагаю вам послушать новый трек, созданный музыкантами. Насколько я понял, он не вошел ни в один из альбомов. Эта композиция называется STTC.

Интервью с DiscoAbsurdo / DiscoAbsurdo exclusive interview

Как вы начали играть музыку и были ли у вас группы до DiscoAbsurdo? Играли ли они в другом стиле?

Ben: Гитара у меня впервые появилась лет в 13 -14. После пары лет упражнений я присоединился к панк-группе Necrophilia с моим лучшии друзьями Сэлом и Гейбом (назание группы позднее изменилось на Vile Lynn— обыгрывание слова “violin”, скрипка; хотя скрипача в группе не было). мы экспериментировали с самыми разными жанрами такими как goth-rock, post-punk и new wave, делали и абстрактные звуковые композиии (я играл в группе на гитаре и клавишных, и даже предоставил мой искаженный голос для нескольких песен). После переезда в Нью-Йорк в 2003, я провел несколько лет записывая свои собственные вещи, под разными псевдонимами (дольше всего я использовал имя “Auto-Dichotomy” ). На тот момент, я хотел быть автором и исполнителем песен. Но, думаю, я хотел сделать это по-своему, в духе "не так как здесь", я не собирался становится исполнителем современного фолк-рока. Скорее, я хотел выразить ту странность, которую ощущал в себе, вещи в моей голове, которые просо не имели для меня смысла. В Auto-Dichotomy, моя музыка была довольно разбросанной, временами я играл практически акустический indie-pop, иногда это был очень мрачный электроакустический материал, иногда почти звуковые коллажи, с цикличной лирикой, повторяющейся снова и снова. Я пытался экспериментировать со множеством разных стилей, разными подходами к музыкальной композиции.

Но мои знания о процессе записи были ограничены, и я на самом деле не знал как делается музыка, которую я хотел создавать на тот момент (всякий электро-нойз), и это ограничивало мои возможности. Примерно в марте 2009 я встретил на MySpace Криса, когда искал с кем бы начать делать музыку. Я разместил на моей странице объявление о том, что ищу участников для группы, но у меня почти не было посетителей - так что объявление осталось незамеченным. А потом я нашел страницу Криса. Я послушал его музыку, (которую он писал под псевдонимом “Uncle Mo”), и просто влюбился в эти мелодии. Его стиль был утонченным и интенсивным одновременно, очень зрелым, но в тоже время игривым. Они представлялись беззаботными, но песни были и очень серьезны тоже. Я много раз пытался описать чувство, которое испытывал впервые услышав его треки, но это очень сложно. Когда мы первый раз собрались мы назвали нашу группу “Uncle Mo & The Auto-Dichotomy,” но чуть больше года спустя мы сменили название на DiscoAbsurdo, и таким оно и остается.

Расскажи немного о твоих источниках вдохновения: книги, музыка, фильмы?

Я всегда любил hardcore punk 80-х годов, но в тоже время не мог выносить группы, которые просто лаяли в микрофон минуту - полторы, на фоне рыхлых искаженных аккордов. Black Flag и Husker Du вызывали исключительно уважение; команда Ginn/Rollins была моей самой любимой на все времена. Генри Роллинз имел исключительно сильное влияние на мое творчество последние пару лет, не только из-за тем представленных в его стихах (мужская агрессивность, депрессивность, одиночество, отчуждение и т.д.), но в основном из-за его вокальной подачи. Практически подавляющий временами, выражающий его ярость и разочарование (в пении, я имею в виду) он отзывается во мне. Но я также люблю такие группы как They Might Be Giants и Devo, из-за их абсурдистской творческой позиции. Этот тип абсурдного, дикого, синтезаторного рока мне близок. В основном, я вовлечен в так называемое движение “new rave” (или “nu rave”), которое связано с поджанром “electroclash” ранних 2000-х, затем возродилось в 2007 или около того. Я люблю сюрреалистический, психоделический, electro-punky-rock/rave материал типа Late Of The Pier, Klaxons и Art vs Science. Я открыл группу под названием Ben & Amy, которые описывают себя как “дадаисты” , и я думаю, это подходит. Одна из моих любимых книг это «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» Дэйва Эггерса, так же как и «Глаз в небе» Филипа Дика. Я люблю писать стихи, но невавижу читать поэзию других. Я очень люблю философию (изучал ее в колледже), в частности работы Гегеля и Сартра. Фильмы хороши те, которые уносят нас вдаль от собственных забот. Я люблю длинные, скучные драмы, которые я забываю сразу после просмотра. Драмы ( в частности независимые драмы-комедии, сильно ориентированные на истории) для меня – вещи одноразовые, в том смыле, что я смотрю их ради опыта вовлечения в иную реальности. Закончив смотреть фильм я остаюсь скорее с впечатленим и чувсивами, чем со структурированными воспоминаниями о том, что именно происходило в фильме.

Мои любимые фильмы это Repo Man (by Alex Cox), Stardust Memories (byWoody Allen), и «Бонни и Клайд» (Артура Пенна). Возвращаясь к хардкору и панку: я думаю, что мой речетативно-вопящий вокал вместе с отличными мелодическими линиями синтезаторов Криса создает отличную комбинацию для нашей группы. То, что я люблю в хардкор панке это интенсивность вокала, но музыка там раздражающе хаотична и неумна. Так что я люблю добавлять некоторые вокальные принципы хардкора в музыку, это более гармоничный и мелодичный способ.

Играете ли вы на концертах или вы чисто студийная группа?

Поскольку Крис живет в Англии, а я в Квинсе, мы создаем свою музыку с помощью электронной почты «трансатлантично», как мы это называем.Крис посылает мне mp3 клавишных и ударных, которые он написал, а я накладываю поверх вокал и отсылаю ему обратно, потом он выкладывает готовый продукт на наш сайт. Мы никогда не встречались лично, но музыкально между нами потрясаюшщей величины химия, не смотря на расстояние между нами. На самом деле, я даже не знаю как звучит голос Криса.Я никогда не слышал как он говорит. Но – да, я с удовольствие встретился бы с ним однажды лицом к лицу, и надеюсь когда-нибудь начать выступать с концертами, может быть, даже в туре. Хотя моя жена считает, что для DiscoAbsurdo было бы сложно играть нашу музыку вживую, но я думаю, мы справимся (при некоторой практике, конечно).

Что ваша музыка для вас? Это развлечение, вид хобби, или вы пытаетесь достичь какой-то цели? Может быть, «изменить мир»?

Полагаю, для музыкальной группы сложно «изменить мир», со всем уважением к музыкальной сцене. Все верно, музыкальное направление или даже отдельная группа может изменить мир музыки, но для музыки изменить мир за пределами музыки – это звучит сложной задачей. Некоторые музыкальные знаменитости используют свою славу, чтобы сражаться за те или иные цели, но это действительно музыка изменила мир или просто стойкость артиста, которую он использовал, чтобы изменить мир? Когда ты всерьез задумаешься об этом, то идея музыки, которая сама по себе меняет мир – это действительно странно. Но я действительно полагаю, что многие музыканты пытаются достичь этого в какой-то момент своей карьеры, или хотя бы фантазируют об этом, но все это имеет большее отношение к славе, чем к музыке. Но – да, музыка это старое доброе все. Когда я утром иду на работу, я думаю «это не моя жизнь, музыка – это то, что я есть». Скажем, это помогает мне расставить приоритеты, держаться границы и развеивать опасения. У меня есть проблемы в жизни, потому что я забил на нужды людей, их желания и то, что они хотят от меня. Безусловно, это преобладает на моей работе. Иногда мне кажется, что мне не хватает твердости позвоночника, но в основном правда в том, что я боюсь и очень нервничаю из-за тех людей, которые, как им кажется, имеют некий авторитет надо мной. Я не столько боюсь их власти надо мной, сколько их мыслей об этой власти, потому что это заставляет людей сходить с ума. Но, когда это беспокойство нарастает, я говорю себе: «Я музыкант, и музыка это то, что я делаю, и та глупая ситуация, в которой я нахожусь, по сравнению с этим, не так важна». Для мен очень важна моя группа. После моей семьи, DiscoAbsurdo – это самое важное, что есть в моей жизни. Я действительно так считаю. Может, это звучит глупо для кого-то, кто меня знает, но глубоко внутри – это самый честный ответ, который я могу тебе дать.

Твоя музыка звучит довольно индустриально, но вокал и лирика больше напоминают хардкор, с политической позицией. Что ты думаешь о современной политике?

Возможно, я самый пресыщенный человек, которого я знаю, особенно в смысле политики. В основном я не люблю занимать ту или иную позицию в так называемых «прениях», потому что в большей части из них обе стороны начинают звучать как самые ненавистные враги (что сочетается с тем фактом, что большинство дебатов в Америке сейчас принимают форму «за или против»). «Да» и «Нет» для меня почти одно и то же. В тоже время, я пришел к заключению, что некоторые темя не для дебатов. Не для прений, потому что это необходимость. Забота о здоровье, например. Никто не должен отдавать деньги, ДЕНЬГИ, ни одного сраного гроша, просто чтобы сохранить свое здоровье и хорошее самочувствие. Это тема очень близка моему сердцу, так сказать. Я беспокоюсь о ней. Но в то же время мне кажется смешным, что кто-то тратит так много горячих эмоций на тех, кто сейчас у власти. Это меня действительно бесит, думать о том, как много людей страдают, ломаются, теряют все, оплачивают медицинские счета. Моя жена и я просто не оплатили наш медицинский долг. И это не столько протест, сколько необходимость. У нас просто нет денег их оплатить. Мы оба были незастрахованны уже годы, но сейчас, хорошо хоть, что мы прикрыты. Мы оба должны были несколько раз оплачивать дорогостоящие рецепты из своего кармана, иногда сотни долларов за раз. Это просто безумие. Это возможно главная тема, приводящая меня в ярость. И сейчас Плата Представителей хочет освободиться от программы заботы о здоровье Президента Обамы. На самом деле, я мало что знаю об этом в политическом смысле, разве что от моей жены. Она очень интересуется политикой, и хорошо разбирается в американской политике. Что до меня, то я не забочусь о том, чтобы быть в курсе, и, по-моему, это очень по-американски. Но могу честно признаться, что в основном я просто не выдерживаю так называемых «политических тем». Дело еще и в том, что я не выношу театр политики, в котором практически все превратили в развлечение. Иногда я так циничен, что сам себя не выношу. Но это я. Просто я таков. Может, это только моя проблема, мое нежелание быть вовлеченным. Но я вижу, что вся политическая драма (американской политики, в основном) очень странная и смешная. Похоже, что обе стороны американской политической жизни сегодня презирают интеллект. Правое консервативное движение так озабочено «средним человеком», «маленьким человеком» или «Джо водопроводчиком», что любой способный нормально говорить или думать, по меньшей мере, будет автоматически отторгнут как чуждый рабочему классу. Но рабочий класс это не стадо баранов, не так ли? Мы тоже умные. Так почему боимся признать это?

И, с другой стороны, крайне левые экстремисты, живут по завету «философия это идеология». Это плохо, для них. Под «идеология это главное» эти люди подразумевают «идеология правящего класса». идея состоит в том, что сердце и ум рабочего класса – за пределами «простой идеологии». Другими словами, они используют слово «идеология» в унизительном смысле. Под «идеологией» они на самом деле подразумевают «господствующая идеология». Это может выглядеть как невинная оговорка, если бы не способ которым оно используется для нападения на философские или интеллектуальные способы мышления. Так много людей попадают в ловушку, считая, что интеллектуализм это всегда, ВСЕГДА инструмент угнетения, просто потому, что многие политики используют его, чтобы превратить все в «общественные прения».

Я согласен, что обсуждать политические достоинства удобно, не-профильная система заботы о здоровье – идиотство, потому, что здесь нечего обсуждать. И делать так – означает превращать основные потребности людей в нечто, о чем у политиков просто друге мнение. Но сказать, что использовать философские дебаты и интеллект, в любом случае, это означает оказывать давление, это просто бессмысленно. Это все равно, что выступать против музыки вообще просто потому, что Джастин Бивер сейчас на вершине. Я нахожу идеологию обворожительной, в том смысле, что если критически рассмотрите поведение людей и их язык, вы сможете увидеть, что формы так назыаемой правды существуют в их уме на повседневной основе.

Вы выкладываете совю музыку бесплатно на веб-сайте. Что вы думаете об авторском праве? Не хотите ли вы продавать свою музыку на дисках? Или цифровая дистрибьюция подходит вам больше?

Я скажу коротко и честно. Большая часть меня верит в то, что идеи текучи, они носятся в воздухе, люди подпрыгивают и вылавливают их и делают с ними, что хотят, потом отпускают к следующему, кто их подхватит. С другой стороны, искусство и создание для меня это совместный процесс. Я нахожу очень детским, когда один художник упрекает другого за заимствование мелодии. Мистер Ульрих разъярившийся на Napster – меня почти тошнило. И мне понравилось, когда In Rainbows вышел с пометкой «назначьте вашу цену». Так что, идеологически, да – музыка для меня очень свободная вещь. И определенно, и я, и Крис считаем, что бесплатное скачивание делает нашу музыку более доступной для людей. Но, когда ты достигаешь определенной стадии в популярности, твоя музыка становится доступной бесплатно – не важно где. Они прикрыли Limewire, но Frostwire все еще работает, и моя жена (она очень подкована в техническом плане) всегда мне говорит «не трать свои деньги на CD, если ты хочешь альбом - я тебе найду его на Bit Torrent». Если честно, я не знаю, что такое Bit Torrent, но она и правда может найти почти любой альбом бесплатно. Но, опять-таки, иногда ты хочешь выказать художнику поддержку, приобретая его песни. С другой стороны, для меня неясно, как много из моих денег с этой покупки пойдут именно музыканту. Это всегда будет непростой ситуацией. И эта ситуация оставляет некоторых из нас активными, а некоторых – смущенными и запутанными. А некоторые – понемногу и того, и другого.

Привожу и английский текст интервью:

Интервью с DiscoAbsurdo / DiscoAbsurdo exclusive interview - Christopher Morris (keyboards, synths, drum loops)

How you start to play music and have you some other band before DiscoAbsurdo? Wass it differernt style?

Ben: I got my first guitar when I was about 13 or 14 years old. After practicing for about two years straight, I joined a punk band called Necrophilia, with my best friends Sal and Gabe (the name of the band was eventually changed to Vile Lynn—a pun on the word “violin”; though there were no violinists in the band). We experimented a lot with different genres, such as goth-rock, post-punk, and new wave, as well as some abstract sound pieces (I played guitar and keyboards in the band, as well as supplying my very strained vocals for a few songs). After moving to New York in 2003, I spent a few years recording on my own, under various pseudonyms (I used the name “Auto-Dichotomy” the longest). At this point, I wanted to be a singer-songwriter. But I thought I could pull this off in a more unique, kind of “out there” way; I wasn’t interested in playing acoustic contemporary folk-rock. Rather, I wanted to express the strangeness I perceived inside myself, the stuff inside my head that just didn’t make any sense to me. As Auto-Dichotomy, my music was a bit scattered; sometimes I played quirky acoustic indie-pop, sometimes it was very dark acousmatic stuff, sometimes it was a bit of a sound-collage, with circular, repetitive lyrics looped over and over. I tried to experiment with a lot of different styles, different approaches to musical composition. But my options were limited by my lack of knowledge about recording, and the fact that I didn’t know much about the kind of music I wanted to make at this point (electro-noisey stuff). Around March of 2009, I met Chris on MySpace, while looking for someone to write music with. I had put an ad on my page that said I was looking to start a band, but I got almost no visitors, so the ad went unnoticed. And then I found Chris’s page. I listened to his music (which he records under the alias “Uncle Mo”), and I just felt in love with the tunes. His style was subtle and intense at the same time, very mature, yet still playful. Though often seemingly lighthearted, his songs felt very serious, too. I’ve tried many times to describe the feeling I got the first time I heard his tracks, but it’s very complicated. When we first got together, Chris and I called our band “Uncle Mo & The Auto-Dichotomy,” but after a little over a year, we changed the name to DiscoAbsurdo, and it just stuck so well.

Tell a little more about your source of inspiration: what kind of music, films and books you like?

Ben: I love early 80’s hardcore punk, but at the same time I can’t stand the bands from that movement who simply bark into the microphone for a minute and a half, in front of a wall of incoherently distorted power chords. Black Flag and Husker Du were both exceptional in that respect; the Ginn/Rollins team is my absolute favorite of all time. Henry Rollins has had a huge impact on my artistic life in the last couple years, not just because of the issues present in his lyrics (male aggression, depressiveness, isolation, alienation, etc.), but also because of his vocal delivery in general. Although almost overwhelming at times, the sheer presence of his anger and frustration (in his singing voice, I mean) is just so relatable to me. But I also love some sillier bands, such as They Might Be Giants and Devo, because of their nonsensical artistic ideologies. This kind of absurdist-ish, wild, synthy rock really appeals to me. Most recently, I’ve gotten into this so-called “new rave” (or “nu rave”) movement, which seems related to the “electroclash” sub-genre from the early 2000’s, then made its latest incarnation back in 2007 or so). I just love this surrealistic, psychedelic, electro-punky-rock/rave stuff, like Late Of The Pier, Klaxons, and Art vs Science. I recently discovered a band called Ben & Amy, who describe themselves as “Dadaist,” which I think is very apt. One of my favorite books is Dave Egger’s “A Heartbreaking Work of Staggering Genius,” as well as Philip K. Dick’s “Eye In The Sky.” I love to write poetry, but I hate reading other people’s poems. I absolutely love philosophy (I studied it in college), in particular the works of Hegel and Sartre. Film is so wonderful because it takes me away from my own anxiety. I love long, boring, dramas, which I tend to forget shortly after watching. Dramas (in particular indie comedy-dramas, very story-oriented) are sort of disposable to me, in the sense that I watch them mainly for the experience of being sucked into another reality. Once I finish watching a movie, I’m left more with an impression and a feeling, but not a structured memory about what literally happened in the film. My favorite movies are Repo Man (by Alex Cox), Stardust Memories (byWoody Allen), and Bonnie & Clyde (by Arthur Penn). Back to hardcore punk…I think the remotely spoken/intensely-yelled style of my vocals, with Chris’s often sweetly melodic synth lines, makes for a good combination in our band. The thing I like about hardcore punk is the intensity of the vocals, but the music was often so annoyingly chaotic and unintelligible. So I like applying some of the vocal principles of hardcore to music that is way more harmonic and melodious.

Did you play alive or it's just a studio band? Do like play alive?

Ben: Since Chris lives in the UK, and I live here in Queens, we create all our music via email, “transatlantically,” as some have called it. Chris sends me an mp3 of a keys/drums track he’s created, and I record the vocals on top of it, then send the finished product back to him to upload onto our sites. We have never actually met each other in person, but musically we have a tremendous amount of chemistry, despite the physical distance between us. In fact, I don’t even know what Chris’s voice sounds like. I’ve never heard him speak. But yeah, I would love to meet Chris face to face one day, and hopefully start playing live at some point, maybe even go on tour. Although my wife says she thinks it would be difficult for DiscoAbsurdo to create our music live, I think we could certainly pull it off (with a lot of practice, of course).

What is your music for you? Is it just for fun, some kind of hobby or you try to do something? May be - will change the world? Do you believe music can do so?

Ben: It seems like it would be very difficult for a band to “change the world”, in any other respect than the musical sense. That is, one musical genre or band could change the world of music, but for music to change the world outside of music, that sounds difficult to pull off. Some musician-celebrities use their fame to fight for causes, but then is that really the music itself changing the world, or is it just the artist’s political stamina that is being used to fight for changes in the world? When you really think about it, the idea of music itself, as music, changing the world outside of music, is really strange. But it’s definitely the kind of thing that I think a lot of musicians would want to try and achieve at some point in their careers, or at least would fantasize about achieving, though somehow that aspiration sounds more related to fame than to music. But yeah, for me music is just plain old everything. When I go to work in the morning, I tell myself “this is not my life, my music is what I am about.” Saying this helps me prioritize, and it takes the edge off, makes some of the anxiety go away. I often have trouble in life because I get sucked into people’s needs, their wants, and their plans for me. Obviously, this is most prevalent when I’m at work. Sometimes I feel like I don’t have enough of a backbone, but the truth is that I’m just really scared, really nervous around certain people who I imagine think they have some authority over me. I’m not so much afraid of their power over me, but more just scared of the power they think they have over me, because that makes people do crazy things. So, whenever this anxiety arises, I repeat to myself, “I am a musician, and music is what I do, this stupid situation I find myself in right now is just not nearly as important as that.” I have huge aspirations for our band. Besides my family, DiscoAbsurdo is literally the most important thing in my life. And I really, really mean that. Maybe that sounds silly to somebody who knows me, but deep down I think it’s the truest answer I could give you.

Look like your music sound a little industrialy but a vocal and lyrics (may be) look like hardcore, a kind of political position. Is it so? And what did you think about modern politics?

Ben: I am perhaps the most jaded person I know, especially in terms of politics. I generally don’t like to take positions on so-called “issues,” because for most of them, every side ends up sounding just like its most hated enemy (which is due to the fact that most political debates in America right now take the form “for or against”). Yes and No amount to the same thing, for me. But at the same time, I have come to the conclusion that there are just certain things in the world that are not up for debate. They are not issues, but needs. Health care is one of them. No one should ever have to give money, MONEY, not one fucking dime, just to preserve their health and well-being. This “issue” is very close to my heart, so to speak. I get impassioned about it. But at the same time, it feels absolutely ridiculous to spend so much heated emotion on something that should be a no-brainer to those in power right now. It really fucks me up, thinking about how many people have suffered, gone broke, lost everything, paying medical bills. My wife and I simply do not pay our medical debt. This is not out of protest, as much as necessity. We just don’t have the money to pay it off. We have both been on and off uninsured for years, but thankfully right now we are both covered. We’ve both had to pay for very expensive prescriptions out of pocket several times, sometimes hundreds of dollars at once. It’s totally insane. This is probably the biggest, most enraging “issue” to me. And now the House Of Representatives wants to get rid of President Obama’s healthcare. Seriously, though, I know almost nothing about it, in terms of the politics of the issue, except from my wife. She is very politically minded, and well-versed in American politics. As for me, I don’t usually care to even get informed, which probably sounds very American of me. But my most honest response is that I generally can’t stand so-called political issues. This is mostly due to the fact that I can’t stand the theatre of politics, the way everything is such an advertisement. I am so cynical sometimes I can’t stand myself. But, that’s me. That’s just who I am. Maybe it’s my own problem, my own unwillingness to get involved. But I just see the whole political drama (American politics in general) as so strange and ridiculous. And it seems that both sides of the American political duality these days, despise intellect. The far-right conservative movement is so obsessed with “the every man,” the “little guy,” or “joe the plumber”, that anyone who’s remotely well-spoken or thoughtful in the least is automatically attacked as being an alienating presence to the working-class. But the working class aren’t a bunch of morons, you know? We’re smart, too. So, why should we be afraid to admit it? And on the other side, the far-left extremists, some of them they live by the catch-phrase “philosophy is ideology.” This is a bad thing, to them. By “ideology in general,” these people mean specifically “the ideology of the ruling class.” The idea is that the hearts and minds of working people are beyond “mere ideology.” In other words, they are using the word “ideology” in a derogatory way. By ideology they really mean to say “the dominant ideology.” This would seem like a harmless bit of misspeak, if not for the way it is extended into an attack on all philosophical or intellectual modes of thinking. So many people fall into the trap of thinking that intellectualism is always, ALWAYS a tool of oppression, just because many politicians tend to use it as a way of turning things into “civil debates”. I agree that arguing the political merits of an affordable, non-profit healthcare system is idiotic, because there shouldn’t be a debate in the first place. And doing so is a kind of manipulation of people’s basic human needs into something about which politicians can simply differ in opinion. But to say that therefore the use of philosophical debate and intellect, in any realm, is an unconditionally oppressive thing, this just doesn’t make sense. It’s like taking a firm, hard stance against music in general, just because Justin Bieber is “in power” right now. I find ideology fascinating, in the way that if you dissect a person’s language and behavior, you can start to see what forms of so-called truth are present in their minds on a day to day basis.

You share your music free at website. What you think about copyright? Don't you want to sell your music at cd? Or you think digital distribution can help you better?

Ben: I’ll keep this brief and honest. There’s a big part of me, on the one hand, that really believes ideas are fluid, liquid, they travel through the air, people jump up and grab them and do what they want with them, then let them go, for someone else to grab next. Deep down, art and writing etc. are very communal things to me. I always find it very childish when someone sues another artist for borrowing a melody. Mr. Ulrich’s rage at Napster nearly made me ill. And I loved it when In Rainbows came out with the “choose your own price” option. So yeah, ideologically, music is a very free thing for me. But on the other hand, one of my aspirations as an artist is to make music my career, and it’s a little more complicated to think about doing that if you continue to give your music away for free. But definitely, for right now I think Chris and I both want to keep our music as free downloads, if not just out of humility then perhaps just to make it more available to people. But once you get to a certain stage in popularity, your music is going to be freely available somewhere no matter what. They shut down Limewire, but Frostwire is still active, and my wife (who’s very tech-savvy) always tells me “don’t waste your money on CD’s, if you want an album I’ll just find a Bit Torrent of it for you”. To be honest, I don’t actually know what a Bit Torrent is, but in any case, she’s able to find almost any album I want online, for free. But then again, sometimes you want to show a different kind of support to an artist, by actually purchasing their songs. On the other hand, it’s unclear to me how much of my money from the purchase actually goes to the artists themselves. It’s always going to be a complicated situation, no matter what. These complications are what keep some of us so active, and some of us so jaded and confused. And then some us are just a little bit of both.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4