Holy Zombie Jesus! Образ Христа в сатирических мультах

]]>
]]>

На новостных лентах на днях появилась новость следующего содержания. Comedy Central снимает мультик про Иисуса.

Среди 22 проектов, которые находятся в разработке скандального телеканала, есть проект под названием “JC”. Это мультсериал про Иисуса Христа, который хочет выбраться из тени своего властного, но апатичного отца и постоянно зажить в Нью-Йорке. «Комедия в чистом виде всегда заставляет людей чувствовать неудобство», - говорит руководитель оригинальных программ Comedy Central Кент Альтерман.

Религия не является табу для большинства американских сатирических сериалов. И это правильно. Как философски заключил кто-то из персонажей «Саус Парка», смеяться можно либо над всем, либо вообще ни над чем. Эта фраза была изречена в серии, посвященной «Гриффинам» и наезду на них исламистов, вынудивших вырезать из серии про пророка Мухаммеда все сцены, где пророк появляется. В этом году аналогичная ситуации случилась уже не с «Гриффинами», а самим «Саус Парком». И FOX (создатель «Гриффинов»), и Comedy Central (создатель «Саус Парка») всегда настаивают на максимальном либерализме в отношениях с религией. Но сохранить этот акцент получается только с христианством (ну еще буддисты против использования образа Будды не возражали пока). А вот исламистам приходится уступать.

В той серии «Саус Парка» про «Гриффинов» какая-то мусульманская шишка, кажись, айятолла Хаменеи (не Хомейни - тот помер давно, а этот вроде как совсем недавно, уже после серии) говорит о том, что шутки «Гриффинов» про Мухаммеда совсем не смешные. В конце серии мусульмане готовят страшную месть – снимают свой сатирический мультик про американцев, которые любят гадить на национальный флаг и есть «свои каки».

Но мы что-то отвлеклись от главной темы. Образ Христа в сатирических мультиках распространен. Это безусловно позитивный персонаж, но, что называется, один из нас (см. рецензию на альбом Джоан Осборн). В «Саус Парке» он вроде как обладает сверхъестественной силой, может превратить воду в вино, воскреснуть и все такое, но он – просто один из жителей городка в горах Колорадо, ведущий программы на местном ТВ. Он скорее похож на джедая, чем на классического Христа из религиозных произведений искусства. Это не мешает ему регулярно побеждать Сатану, который реально дьявол, живущий в преисподней, но обладающий вполне человеческими слабостями: он гомосексуалист, имеющий длительные отношения с Саддамом Хусейном, также он любит крутые тусовки.

В «Гриффинах» Иисус тоже свой парень. Правда на ПМЖ он на небесах, но любит спускаться на Землю в качестве отпуска. На Земле он может работать в свое удовольствие в музыкальном магазине Куахога. Этот Иисус имеет склонность ко всем человеческим слабостям: пить, курить, тусить. Это привело его сначала на телевидение, в ток-шоу, а потом через шоу-бизнес в тюрьму. А вот Бог – дедушка на небесах. Там он, например, готовит обед на плите. Услышав воззвания о том, чтобы поразить Питера Гриффина, он хватается было за винтовку с лазерным прицелом, но вдруг звонит телефон и он отвлекается, снимая трубку.

В «Футураме» Иисус появляется только в форме ругательства “Holy Zombie Jesus” или “Sweet Zombie Jesus”, которое периодически употребляет профессор Фарнсворт. Это ругательство отсылает нас из трехтысячного года в далекий 2443-й, на который пришлось второе пришествие Христа. В ходе него было уничтожено большинство видеокассет на Земле. Есть предположение, что Иисус вернулся тогда на нашу планету в виде зомби. Отсюда и ругательство. Но в этом мульте образ Христа используется нечасто – во многом потому, что в 3000 году активно действует Первая Объединенная Церковь (First Amalgamated Church). Образ Бога используется в «Футураме» более активно. В одной из серий он предстает таким, каким его привыкли видеть в поп-культуре, - мощным стариком с белой бородой и в белых одеждах. В серии, где Бендер отправляется в одиночное космическое путешествие, Бог – это просто скопление звезд, маленькая мыслящая и говорящая галактика, которая знает все обо всем и влияет на все. Он хороший. В «Симпсонах» тема веры является одной из ключевых. Бог периодически является Гомеру, но как вполне типичный гигантский старик с бородой.

Любопытная серия есть в «Улетном трипе» (или «Расплющенном космосе» как у нас называют сериал “Tripping the Rift”) - о том, как Бог попадает под звездолет, и ничего хорошего из этого, естественно, не выходит.

В общем, христианские первые лица представлены в мультиках обширно. Они хоть и выступают в нестандартных образах и ситуациях, остаются образцами духовной доброты. А вот с церковью как институтом в сатирических мультах не церемонятся. Достаточно вспомнить «Саус Парк», где епископы – сплошь педофилы, выгуливающие на поводках голых маленьких мальчиков и считающие чуть ли не своим священным долгом заниматься с ними сексом. В серии, где Сатана устраивает вечеринку в стиле программы MTV «Уже можно!» священнослужители всеми правдами и неправдами пытаются попасть на тусу и очень злятся, что их никто не пригласил. В другой серии оказывается, что Ватикан на самом деле поклоняется не Богу, а гигантской паучихе.

Конечно, на эти мульты ополчаются представители церковной и околоцерковной общественности в США и по всему миру, но они живут и продолжают эксплуатировать тему религии.

На нашем телевидении сатиру на религию днем с огнем не сыщешь. Еще бы – если ты скажешь что-нибудь поперек РПЦ, патриарх Кирилл предаст тебя анафеме и съест с кетчупом на обед. Даже свободолюбивый Олег Куваев ни в «Масяне» (насколько я знаю), ни в «Магазинчике Бо» (о нем читайте в одном из ближайших постов) образов Бога и Христа не использует. Один из немногих смешных образов Бога был в «Шоу с переодеваниями», которое вел на канале A-One ви-джей Чак в рамках программы «Свежак». Бог сидит у себя на небесах, читает газету «Коммерсант», узнает из нее о событиях на Земле и сокрушается: «Что творят, ну что творят!» В общем, нам есть к чему стремиться, если мы действительно думаем, что свобода лучше, чем несвобода. Право смеяться над всем не менее важно, чем 31-я статья Конституции, которая регулярно защищается на митингах оппозиции. Отсутствие сатиры, которая развивается естественно, делает нас слабее. Просто потому, что мы не имеем возможности выбрать истинный путь. А может быть он лежит именно через социально осмысленный смех.


Автор: lavkin
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us