]]>
]]>

Predator, 1987

Predator, 1987

Солдаты отправляются в джунгли, спасать заложников, но в реальности их ждет гораздо более суровое испытание. По их следам уже идет охотник, и он пришел не с этой Земли.

Режиссер: Джон МакТирнан

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Карл Уэзерс, Эльпидия Каррильо, Билл Дьюк, Джесси Вентура, Сонни Лэндэм, Шейн Блэк, Кевин Питер Холл

Самое сложное, говоря о "Хищнике" - осознать, что фильм, на самом деле, не так прост, как сейчас нам кажется. Во-первых, у него крайне любопытная структура. Завязка фильма - довольно типичный военный приключенческий фильм, не зря Арнольд в интервью рассказывал про любовь к фильмам типа "Великолепная семерка", рассказам о группе людей, которые действуют сообща. Второй акт - ближе к слэшерам, рассказ о некоем чудовище, которое убивает героев одного за другим. Ну и третий, самый знаменитый - поединок один на один между персонажем Арнольда и Хищником. Причем, если вдуматься в фильм во время просмотра, то станет понятно, что удали один элемент - и конструкция в целом рискует развалиться.

Судите сами: вся эта довольно долгая преамбула к основному блюду, весь первый акт, держится на тщательно выписанной группе "настоящих, патентованных мужиков". И компания подобралась что надо: Джесси Вентура, который действительно служил в ВМС США и воевал во Вьетнаме. Сонни Лэндэм, наполовину индеец, бывший актер порнофильмов, из-за которого на площадке дежурил телохранитель, охранявший... не самого Сонни, а других актеров от него. Или, наконец, Шейн Блэк, сценарист, автор "Последнего бойскаута" и "Смертельного оружия", которого, по слухам, студия наняла, чтобы проследить, как бы МакТирнан не завел фильм не туда. Причем между этим колоритными парнями прописано и взаимодействие: если в команде есть индеец-следопыт и шутник, то второй будет доставать первого неприличными шутками, пока одна из них не будет понята. Но и этого мало: в команде приписан персонаж Карла Уэзерса - с одной стороны, он бывший приятель Голландца, персонажа Шварценеггера, но с другой - он же представляет некие "правительственные структуры" и, возможно, подставляет героев. Все это создает в первом акте немалое напряжение и вовлекает зрителя - настолько, что когда начинается резня, персонажи уже не кажутся абстрактными мишенями для чудовища. Вроде бы, ты понимаешь как это сделано, но ведь много есть примеров, где пытались провернуть тот же фокус, но он не сработал.

По поводу второго акта сказать особо нечего: постепенное устранение героев, причем, по сути, шансов выжить у них практически нет... Кроме, разумеется, Шварценеггера. Главной целью здесь было создать динамичное зрелище и с этим авторы справились на ура - умудрившись, одновременно, не терять из виду и характеры: посмотрите, как красиво "закрыли арку" тому же герою Уэзерса. Первоначально мы видели в нем "шишку сверху", почти предателя, но постепенно он сумел "красиво уйти из жизни" - красиво, по понятиям воинов, разумеется.

Третий акт, пресловутое противостояние, во многом заслуга Стэна Уинстона. В дополнительных материалах на блю-рей можно видеть пробные съемки с первоначальным дизайном Хищника... Это был бы совсем другой фильм, более смешной и "трэшевый", как сейчас любят говорить по поводу и без. В данном случае, определение сидело бы как влитое.

Как бы то ни было, Арнольд знал Стэна Уинстона еще по работе над "Терминатором" и предложил позвать его. Первые наброски дизайна мастер делал еще в самолете, пока летел рядом с Джеймсом Кэмероном - он и предложил устройство челюстей чудовища. В целом, образ получился гуманоидным и очень угрожающим: любопытно посмотреть в "допах", как изящно мог двигаться Кевин Питер Холл в своем костюме монстра. При желании он мог даже пританцовывать.

Самое завораживающее в Хищнике как персонаже, на мой взгляд, то, что он, как и положено хорошему чудовищу из фильма - личность, пусть и совершенно не похожая на нас. У него есть своя мотивация, план действий, он даже пытается общаться, пусть и не словами. Парадоксально, но это делает его похожим на маньяков из хоррора - сравните с Кожаным Лицом из оригинальной "Техасской резни бензопилой" или в Джейсоном из римейка "Пятницы, 13-е". Обратите внимание: все три монстра - охотники, для которых люди - законная "дичь", различие в том, что Хищник прибыл в "заповедник", а Кожаное лицо и Джейсон защищали свою территорию от тех, кто в нее вторгся.

При этом, в отличие от упомянутых монстров, потенциал Хищника в первом фильме остался не раскрытым: мы чувствовали, что за ним стоит какая-то большая история, что эти события - часть общей картины, но не знали, что на этой картине "изображено". И это тоже создавало часть уникальной притягательности образа.

Ну и, конечно, сам переход между актами, когда история, которая начиналась как "Великолепная семерка", внезапно переходила в "Пятницу, 13-е", а потом становилась и вовсе научной фантастикой - это была гениальная находка. Попробуйте вспомнить свои эмоции от первого просмотра, если вы тогда не знали, о чем этот фильм. Роберт Родригес, посмотрев этот фильм, когда он вышел на экраны, был так очарован этим переходом, что потом воспользовался им - да, правильно, в "От заката до рассвета". Но там переход все-таки один (от гангстерского фильма к хоррору), а в "Хищнике" их два.

В целом, фильм, разумеется, не шедевр и не "священная корова" жанра: если говорить о фильмографии Арни, то он уступает первым двум "Терминаторам", а в жанре научной фантастики "Чужой" выступил, все-таки, сильнее. И, тем не менее, вот уже почти три десятка лет этот фильм с нами - и смотрится ничуть не хуже. И рука все еще тянется, время от времени, за знакомым диском. А тем временем, многие "шедевры" и "этапные работы в кино" безнадежно устарели - когда таким, знаете ли, и "Прибытие поезда" считалось, но кто его сейчас будет с упоением пересматривать? Лично я - лучше уж "Хищника".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us