Грэм Макнилл - Отверженные мертвецы
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: warhammer 40000, Грэм Макнилл, Ересь Хоруса
Graham McNeill - The Outcast Dead
Хорус, сын Императора, взбунтовался, в галактике начинается гражданская война... В голову астропата Кая Зулана мистическим образом была вложена информация, которая может оказаться жизненно важной для исхода конфликта. Вот только даже он сам не может ей поделиться.
Как не сложно заметить, я пропустил шестнадцатый том цикла и перешел сразу к семнадцатому - просто потому, что вообще не очень люблю сборники рассказов. С другой стороны, хронология выхода томов "Ереси Хоруса" не имеет никакого отношения к внутренней хронологии событий, так то это не страшно.
В данном случае, кстати, с хронологией вообще творится нечто странное: действие книги начинается во время событий на Иштваане 5, позднее мы становимся свидетелями явления Магнуса Красного на Землю, еще чуть позже герои говорят об атаке на Просперо - но при это, у меня не возникло ощущения, что основные события романа занимают более-менее значительное время. В любом случае, мы снова перешли, фактически, к самому началу Ереси и в очередной раз смотрим на происходящее с новой точки зрения.
Вот эта точка зрения, по большому счету, главное достоинство книги: читатель сможет заглянуть в те уголки вселенной Warhammer 30 000, которые авторы "Черной Библиотеки" посещают нечасто: мы подробно знакомимся с деятельностью астропатов, телепатов, которые способны передавать сообщения даже на другой конец Галактики. Так же мы узнаем некоторые подробности о навигаторах, встречаем Кустодиев и, что самое неожиданное.... Громовых Воинов. С одной стороны, это потрясающе, с другой - тут и кроется часть проблемы: происходящее в романе не всегда вписывается в логику вселенной, какой ее знают поклонники настолки.
Громовые воины, по сути, первая "проба пера", грубый набросок, на основе которых потом создавались Кустодес - "штучный товар", элитные воины, персональные охранники Императора. На их основе, в свою очередь, был создан "серийный вариант" - пресловутые космодесантники. То есть самыми сильными, по идее, должны быть Кустодес, на втором месте - астартес, а громовые воины - только на третьем. На практике в романе получается несколько иная картина: космодесантники запросто расправляются с кустодиями, но уж когда на поле боя появляются Громовые воины - все, прячьтесь. Это может вызывать некоторое недоумение, но надо понимать, что в произведениях подобного жанра - кто главный герой, тот и будет укладывать противников пачками: условности жанра, не более.
Любопытно отметить и пару культурных аллюзий: во-первых, мелькающее в книге описание Схемы и сам персонаж, пытающийся ее разгадать... Человек, к которому поступают сообщения отовсюду, и который видит внутри них скрытые переклички и тайные коды - мне это не могло не напомнить фигуру почтальона из "Явления тайны" - при том, что с творчеством Клайва Баркера автор этой книги явно знакомы - в тексте встречается цитата из "Сотканного мира".
Вторая перекличка еще интереснее и связана с основным "сюжетным поворотом", так что далее будет СПОЙЛЕР. Наш астропат периодически встречается с кем-то могущественным, которому весьма интересна скрытая в сознании главного героя информация. Но, чтобы ее передать, персонажу приходится пройти череду испытаний. Но в конце выясняется, что могущественный некто - сам Император, а информация касается исхода войны, который, по логике событий, уже известен Императору. Все это несколько напоминает "Бесконечную историю", в которой Королева отправляет Атрейю на поиски ответа, который уже знает - чтобы привлечь внимание Бастиана. На этой параллели с творчеством Михаэля Энде я настаивать не буду, но лично меня она не отпускала на протяжении большей части чтения - тем более, что этот "неожиданный поворот" я предугадал довольно быстро. С другой стороны, в "Бесконечной истории" этот квест замышлялся ради Бастиана, а здесь я аналогичной фигуры не вижу.
В целом - довольно увлекательный, легко читающийся роман, рассказывающий о неизвестном ранее уголке вселенной "Ереси Хоруса". Другой разговор, что для развития основных сюжетных линий книга, разумеется, совершенно не обязательна.