Говард Филлипс Лавкрафт - Герберт Уэст, реаниматор

12 ноября 2018 г.Просмотров: 1509RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - Herbert West-Reanimator, 1922

H. P. Lovecraft - Herbert West-Reanimator, 1922

Герберт Уэст - начинающий ученый, которому ставят палки в колеса старшие собратья, считающие его теории дикими. Дело в том, что Уэст одержим идеей воскрешения мертвых - но для опытов ему нужны трупы. И чем свежее, тем лучше...

Довольно любопытное для поклонника ГФЛ произведение, которое не так просто интерпретировать, как кажется на первый взгляд. История его создания незамысловата и, по сути, общеизвестна: приятель Лавкрафта, запускающий свой журнал, заказал ему цикл рассказов, по одному для каждого будущего номера. Писатель, ворча и жалуясь в письмах на поденщину, принялся за труд - и, судя по всему, закончил его довольно быстро. Но результат вышел несколько двусмысленным.

Во-первых, надо понимать, что это сериал в чистом виде: каждый рассказ открывается "кратким содержанием предыдущих серий" - причем занимает этот пересказ иногда почти треть главы. Далее идет экспозиция, рисующая новое положение наших героев и обстановку вокруг них - и шокирующая, жуткая развязка, заставляющая, теоретически, с волнением ждать следующего номера. Понятно, что современному читателю доступен сразу весь цикл целиком и потому он "работает" несколько иначе. В общем, при чтении стоит держать эту особенность текста в голове, чтобы не расстраиваться попусту из-за повторов. Тем более, кстати, написаны они любопытно, но к этому мы еще вернемся...

Для начала о моем восприятии: когда я впервые прочел "Реаниматора", этак четверть века назад, мне он показался очень увлекательным и временами очень страшным. В частности, образ бывшего ученого и декана университета, который превратился в безумца-каннибала, бьющегося головой о стенки психушки - это действительно сильный, жуткий образ. Перечитывая его сейчас я понял, что этот цикл цепляет уже не с такой силой, как раньше, но зато в нем замечаешь любопытные нюансы.

В частности, довольно необычна для ГФЛ сама интонация: есть многие типично лавкрафтовские ходы и стилистические приемы, но сам язык значительно проще, письмо прямолинейнее, да и само настроение этой вещи напоминает скорее пальп-литературу, чем лучшие вещи Лавкрафта - оно несколько легковесное.

Необычно для его творчества и то, что рассказчик здесь - наблюдатель, а не герой. На протяжении большей част цикла с ужасным непосредственно сталкивается не он, а Герберт Уэст, герой рассказывает не столько о своей реакции на происходящее, сколько о восприятии его друга - что и создает несколько непривычный для творчества мэтра эффект отстранения. Усугубляется он еще и тем, что мы сначала видим непосредственную реакцию на события и тут же, в рамках "пересказа предыдущих серий" видим, как тот же самый персонаж воспринимает те же самые события, но по прошествии определенного временного промежутка. Этот аспект вступлений Лавкрафта довольно любопытен и отчасти искупает включение их в книжный, а не журнальный вариант произведения.

Этот эффект "отстранения", структурная повторяемость глав и сама насыщенность цикла мрачными событиями создают еще один необычный для Лавкрафта эффект: рассказы об Уэсте начинают восприниматься, как самопародия. Ст. Джоши выдвигает следующую версию: "По моему мнению, этот рассказ, начатый не как пародия, стал ею с течением времени. Другими словами, первоначально Лавкрафт пытался писать свой "жуткий" рассказ более-менее серьезно, однако (по мере того, как до него все сильней доходила абсурдность этого предприятия) оставил эти попытки и обратил историю в самопародию - чем она, по сути, все время и была".

У меня, по мере перечитывания, возникла немного другая версия: есть ощущение, что ГФЛ, раздосадованный прохладным приемом своего творчества, решил поиздеваться над публикой, несколько упростив язык, добавив мелодраматичности и сенсационности - до грани, за которой и начинается, собственно "бульварное чтиво". Если так, то получилось вдвойне иронично, потому что "Герберт Уэст, реаниматор" стал одним из самых известных его творений. Причем известен стал именно сам цикл рассказов и основанные на нем экранизации - в отличие от ситуации с пресловутым Ктулху: многие ли из поминающих его всуе знакомы с первоисточником?

В любом случае, пародийная направленность этих рассказов интересна еще и тем, что многие произведения "золотого фонда" автора, пародией на которые "Реаниматор" воспринимается сейчас, на тот момент еще не были написаны. Отсюда другая любопытная особенность: с этим циклом рассказов, определенно, стоит ознакомиться всем, кому интересно творчество Лавкрафта, но делать это лучше не в хронологии написания, а позднее, будучи уже хорошо знакомым с его стилистикой, излюбленными идеями и приемами.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us