]]>
]]>

Shurayukihime (Lady Snowblood, 1973)

На глазах у женщины убивают ее мужа и сына, а саму ее долго насилуют. Она убивает одного из подонков, но попадает за эту в тюрьму. В застенках она умирает, дав жизнь дочери и завещав ей отомстить тем, кого не смогла покарать ее мать. Так родилась на свет живое воплощение мести - Госпожа Кровавый Снег. 

Режиссер: Тошия Фудзита

Автор сценария: Кадзуо Коике

В ролях: Мейко Кадзи, Тошио Куросава, Масааки Даймон, Миёко Акадза, Синити Учида

Один из самых известных в мире японских боевиков с женщиной в главной роли, экранизация одноименной манги, этот фильм известен киноманам как один из первоисточников "Убить Билла", культовой картины Тарантино. Сравнивать эти фильмы, возможно, и неизбежно, но все же не особенно продуктивно: их сходство кажущееся, а различия - важнее, чем переклички. 

Основная идея похожа: женщина проходит через ад, чтобы отомстить - но тут можно приплести и множество других картин, начиная с "Триллер: Жестокое кино" или любого представителя поджанра "изнасилование и месть". Есть визуальное сходство некоторых сцен - но, опять-таки, нечто подобное бою под снегом было показано и в других фильмах. Самое забавное, что при всем поверхностном сходстве, часть фанатов Тарантино находят этот фильм скучным и сложным для просмотра: ритмика, атмосфера, внутренняя суть фильмов, все-таки, заметно различаются. Сходство пары локаций и углов съемки здесь, все-таки, мало что решают. 

Интереснее посмотреть на различия между мангой и ее экранизацией, тем более, что автором сценария фильма был сам мангака, Кадзуо Коике. С одной стороны, структура рассказа получилась гораздо прямее: сразу после знакомства с героиней мы узнаем более или менее полную ее предысторию, а потом уже переходим к рассказу о мести. Более того - в отличие от первоисточника, нас не отвлекают побочными рассказами о "подработках" героини в качестве наемной убийцы - месть и только месть. С другой стороны, оригинальная манга выходила, насколько я помню, в японском издании "Плейбоя" и была достаточно откровенной. В фильме всю эротическую составляющую убрали начисто. Впрочем, во всей фильмографии актрисы роль с обнаженкой была, кажется, только одна. 

Изменилась и сама история: в частности, то, что стало в самой манге потрясающим и весьма эмоциональным финалом - история о человеке, чья дочь плетет бамбуковые куколки - переехало едва ли не в самое начало истории и произвело гораздо меньшее впечатление. Еще и потому, что в фильме изменилась и выпрямилась трактовка персонажа: в манге он действительно выглядел изменившимся, в фильме - скорее притворялся таковым, не вызывая никакой жалости. 

Впрочем, финал истории, который может предложить сам фильм - тоже довольно любопытен. Он отчасти вдохновлялся историей о политиках, толкающих Японию по дороге модернизации, но обходится без знаменитой сцены боя в обнаженном виде - зато привнеся в сюжет кое-какие другие интересные подробности, касающиеся личности последнего преступника. 

Мейко Кадзи и ее знаменитая песня из этого фильма - отдельное огромное достоинство фильма. Невозмутимая, как и подобает живому воплощению мести, действительно похожая на героиню манги, в некоторых кадрах она выглядит завораживающе красивой. Опять-таки, в сценарии ее героиня была несколько "выпрямлена" - она не настолько радикальна в своих методах, не идет на откровенно подлые поступки, чтобы отомстить - но, с другой стороны, и сами методы ее мести стали прямолинейнее: в основном,это насилие, хотя в оригинале она однажды использовала... рисунки, чтобы подставить своих противников. Но даже в таком, ограниченном самим автором, пространстве, актриса создает более, чем запоминающийся образ - тем паче, что сними фильм в точном соответствии с мангой и он получил бы рейтинг этак "дети до семидесяти". 

Еще одна потеря - образ писателя, который рассказал историю героини в газетах. В оригинале это был презабавный старый авантюрист, в экранизации он ненавязчиво превратился в "романтического мужчину, помощника главной героини". Спасибо, любовную линию не ввели. Но это можно понять: в рамках относительно короткого фильма такой герой запросто разрушил бы суровую атмосферу "истории о жестокой мести", чего в более протяженной манге можно было избежать, просто разведя эпизоды по разным томам.

Опять-таки, пожертвовав эмоциональностью истории о Такемуре, сценарист развил-таки историю его дочери, приведя рассказ к другому, но не менее впечатляющему и концептуально завершенному финалу.

В целом, если подходить к фильму как к экранизации, то за частичное выпрямление сюжета - спасибо, за некоторые упрощения можно и упрекнуть, но в конечном результате мы получили две схожие истории, различающиеся в деталях, но обе - достаточно впечатляющие и запоминающиеся. По большому счету, это лучше "дословной" экранизации, которые, зачастую, практически невозможно смотреть после знакомства с первоисточником. 

Для киноманов напоследок отмечу, что роль матери главной героини, той, что умирает в тюрьме, сыграла Миёко Акадза, жена Тошии Фудзиты, режиссера фильма. А Мейко Кадзи снималась у Фудзиты в еще нескольких фильмах, включая продолжение "Госпожи Кровавый Снег". 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us