]]>
]]>

Roadracers, 1994

Американские пятидесятые. Два великовозрастных балбеса - местный хулиган и сын шерифа - выпендриваются перед друг другом, но однажды заходят слишком далеко...

Режиссер: Роберт Родригес

В ролях: Дэвид Аркетт, Сальма Хайек, Джейсон Уайлз, Джон Хоукс, Уильям Сэдлер, О’Нил Комптон, Кристиан Клемаш, Аарон Вон, Тэмми Брэйди Конрад, Марк Ловенталь, Кевин МакКарти

Не самый известный фильм Родригеса   но весьма достойный внимания и довольно тонко сделанный. Это дважды киноманский фильм - во-первых, проникнутый любовью ко "Вторжению похитителей тел" Дона Сигела, о чем мы еще поговорим. А во-вторых - к старым фильмам о молодежи и рок-н-ролле, вроде пресловутого "Бунтаря без причины". В этом смысле фильм здорово напоминает другой шедевр, любимый мною даже сильнее, чем эта лента Родригеса: "Плаксу" режиссера Джона Уотерса.  И как раз сравнивая их, понимаешь интересную особенность "Гонщиков". 

Снимая свой телефильм, Родригес гениально манипулирует эмоциями зрителя, делая главным героем законченного мудака - и заставляя ему, в какой-то степени, сочувствовать. Судите сами: это Дьюд поджег волосы у подружки Тедди, так что девушка серьезно обгорела. И даже после этого он не успокоился, а продолжал нарываться и третировать девушку. Понятно, что тем самым он старался уязвить парня, своего соперника - но вы правда считаете, что девушке от этого легче? 

Ну а потом уже к делу подключается еще и отец-шериф, которого выходки Дьюда и раньше бесили... Словом, события цепляются одно за другое - и все дальше движутся к неотвратимому финалу. Причем, обратите внимание на расстановку акцентов: Дьюд явно нарывается, а Тедди ведет себя сравнительно сдержано, постепенно поддаваясь под давлением - как соперника, так и его врага. По сути, это как раз Тедди не хочет конфликта, но ему не оставляют выхода, стравливая парня с соперником. В этом смысле - еще посмотреть надо, кто в этом фильме положительный герой. 

Но, если немного сменить перспективу, то многое в фильме становится на свои места. Дело не в том, кто в фильме положительный, а кто отрицательный герой с нашей точки зрения. Этот фильм словно снят варваром, эпическим скальдом. Жизнь воина приобретает законченность и смысл только в смерти: желательно кровавой и, по большому счету, бессмысленной. Эпический герой тех же Нибелунгов поступает, с нашей точки зрения, глупо: он знает, что этот путь приведет его только к смерти, но все равно идет вперед. Помните, у Толкина:  "Зато наш поход воспоют в песнях!" - "Да, но дорогой ценой они будут оплачены". В героях "Гонщиков", великовозрастных оболтусах, под конец фильма ощутима та самая свобода эпического воина: ему нечего терять, ему нечем дорожить - впереди только смерть. И желание прихватить с собой как можно больше врагов....

Остановись Родригес на этом - и, наверное,все равно  получился бы великий фильм. Но он пошел дальше: уже на титрах, в лучших традициях Джеки Чана, он включил неудачные дубли - те, в который и Дьюд не выглядит таким уж безоговорочно крутым, да и Тедди не такой уж неудачник. А потом следует сцена, полностью меняющая концовку - та самая, замешанная на любви к "Вторжению похитителей тел" и включающая в себя камео Кевина МакКарти, звезды того самого фильма Дона Сигела. 

Словом, я люблю этот фильм - не такой масштабный, как другие работы Родригеса, но такой же стильный и кайфовый, как самые лучшие из них.  

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us