Глаза без лица
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Алида Валли, Жорж Франжю, Пьер Брассёр, Эдит Скоб
Les yeux sans visage, 1959
Дочь хирурга попала в катастрофу и теперь ее лицо обезображено. Отец готов на все, чтобы вернуть ей красоту - даже на рискованные операции по пересадке кожи. Его не останавливает даже то, что девушки, у которых он "заимствует" кожу, умирают. Вот только ни одна из операций пока успехом не увенчалась...
Режиссер: Жорж Франжю
В ролях: Пьер Брассёр, Алида Валли, Эдит Скоб
Хотя для современного зрителя это может быть не очевидно, но толчком к созданию этого фильма послужили... ужастики "Хаммер", которые пользовались на французских экранах большим успехом. Тут-то продюсеры Франции и задумались о создании отечественного хоррора. Предложение поставить его было сделано Жоржу Франжю, одному из основателей Французской Синематеки: так как он вырос на фантастических фильмах Мельеса и Фейада, то он с удовольствием согласился. Подыскали роман с подходящим сюжетом, но, как подсказывает википедия, возникло еще несколько проблем: французских цензоров могли расстроить большое количество крови, английские огорчились бы сценам измывательств над животными, а образ сумасшедшего ученого никак не порадовал бы немецких цензоров. Так что сценарий стоило писать очень, очень осторожно... Доверили это сложное дело Бауло и Насержаку, писателям, сценаристам таких фильмов как "Дьяволицы" для Клузо и "Головокружение" для Хичкока. Результат их усилий в данном случае вышел любопытным - даже без знакомства с исходным романом.
Суть в том, что многие, казалось бы, очевидные возможности здесь были проигнорированы. Скажем, для фильма ужасов, как минимум, довольно странно, что суть происходящего понятна едва ли не с самого начала, да и лицо "монстра" (обезображенной девушки, в нашем случае) мы видим едва ли не сразу, хотя для классического хоррора оттягивать появление чудовища до самой кульминации - прием вполне типичный. Но здесь решили сосредоточиться не на внешности "чудовища", а внутренних переживаниях девушки, тем самым превратив потенциальный "ужастик" в психологическую драму.
Более того, наступили на горло и триллеру: как уже было сказано выше, загадки как таковой в фильме нет - мы с самого начала знаем, что, как и почему происходит. Но даже сам процесс расследования здесь показан не так, как он предстал бы в уважающем себя полицейском триллере. Здесь раскрытие преступления вообще не зависит от усилий стражей закона, а полицейские выглядят, скорее, забавными придурками.
Как бы то ни было, все перечисленное выглядит не недостатками фильма как таковыми, а, скорее, его стилистическими особенностями. В наши дни он выглядит как стильный классический хоррор - родственный, скажем, лучшим работам Вэла Льютона. Более того - да, он воспринимается скорее как поэтичный (в определенном смысле слова), чем страшный, но грим сделан так, что и сегодня производит впечатление. Сцены пластической хирургии выглядят вполне натуралистично даже по сегодняшним меркам - так что неудивительно, что в те годы на Эдингбургском кинофестивале семь зрителей упали в обморок. На что режиссер, правда, саркастично сказал: "Теперь понимаю, почему шотландцы носят юбки". Да и вообще скандал бы впечатляющий: большинство критиков отозвались о фильме нелестным образом, а одного, который рискнул написать положительный обзор - едва не уволили. Сейчас фильм, как известно, входит в большинство жанровых рейтингов.
Роль дочери хирурга играет Эдит Скоб, внучка генерала Добровольческой армии Владимира Скобельцына. На тот момент она была начинающей актрисой, которую как раз Франжю и открыл, потом уже были фильмы Бунюэля, Каракса, Жулавски. Широкий зритель может помнить ее по "Видоку" и "Братству волка", но вообще-то она активно снимается до сих пор - только в 2016 году за ней числится четыре роли. Алида Валли, сыгравшая Луизу (помощницу хирурга) - тоже не последняя звезда: за ее плечами фильмы Пазолини ("Царь Эдип"), Ардженто ("Преисподняя" и великая "Суспирия") и т.д. Ну и, наконец, Пьер Брассёер тоже актер был довольно востребованный: почти полтора сотни фильмов, правда, лично для меня "Глаза без лица" были первым фильмом с его участием, насколько я помню.
Словом, если вы не испытываете принципиального отвращения к черно-белому кино - фильм определенно стоит посмотреть: особенно, если вы, как и я, неравнодушны к классическому хоррору. Несколько сцен из него запоминаются накрепко: первое появление маски, к примеру - которая, в своем застывшем жизнеподобии выглядит более жуткой, чем вышеупомянутые сцены хирургии. Не зря сам Карпентер говорил, что маска Майерса в "Хеллоуин" вдохновлена именно этим фильмом. Ну и, конечно, финал - с девушкой в развевающейся белой одежде и птицами, которые летают вокруг нее. Ранее в фильме уже говорилось о ее "ангельской" внешности - и концовка, очевидно, обыгрывает именно этот мотив, но выглядит это достаточно впечатляюще, не смотря на некоторую прямолинейность.
Ну и напоследок отмечу, что часто встречаются упоминания о том, что "Ужасный Доктор Орлофф" обожаемого мной Джесса Франко - едва ли не римейк "Глаз без лица", но никакого официального подтверждения этому нет. Впрочем, об этом чуть позже.