Глаза без лица

26 июня 2016 г.Просмотров: 1837RSS 2
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Les yeux sans visage, 1959

Les yeux sans visage 1959

Дочь хирурга попала в катастрофу и теперь ее лицо обезображено. Отец готов на все, чтобы вернуть ей красоту - даже на рискованные операции по пересадке кожи. Его не останавливает даже то, что девушки, у которых он "заимствует" кожу, умирают. Вот только ни одна из операций пока успехом не увенчалась...

Режиссер: Жорж Франжю

В ролях: Пьер Брассёр, Алида Валли, Эдит Скоб

Хотя для современного зрителя это может быть не очевидно, но толчком к созданию этого фильма послужили... ужастики "Хаммер", которые пользовались на французских экранах большим успехом. Тут-то продюсеры Франции и задумались о создании отечественного хоррора. Предложение поставить его было сделано Жоржу Франжю, одному из основателей Французской Синематеки: так как он вырос на фантастических фильмах Мельеса и Фейада, то он с удовольствием согласился. Подыскали роман с подходящим сюжетом, но, как подсказывает википедия, возникло еще несколько проблем: французских цензоров могли расстроить большое количество крови, английские огорчились бы сценам измывательств над животными, а образ сумасшедшего ученого никак не порадовал бы немецких цензоров. Так что сценарий стоило писать очень, очень осторожно... Доверили это сложное дело Бауло и Насержаку, писателям, сценаристам таких фильмов как "Дьяволицы" для Клузо и "Головокружение" для Хичкока. Результат их усилий в данном случае вышел любопытным - даже без знакомства с исходным романом.

Суть в том, что многие, казалось бы, очевидные возможности здесь были проигнорированы. Скажем, для фильма ужасов, как минимум, довольно странно, что суть происходящего понятна едва ли не с самого начала, да и лицо "монстра" (обезображенной девушки, в нашем случае) мы видим едва ли не сразу, хотя для классического хоррора оттягивать появление чудовища до самой кульминации - прием вполне типичный. Но здесь решили сосредоточиться не на внешности "чудовища", а внутренних переживаниях девушки, тем самым превратив потенциальный "ужастик" в психологическую драму.

Более того, наступили на горло и триллеру: как уже было сказано выше, загадки как таковой в фильме нет - мы с самого начала знаем, что, как и почему происходит. Но даже сам процесс расследования здесь показан не так, как он предстал бы в уважающем себя полицейском триллере. Здесь раскрытие преступления вообще не зависит от усилий стражей закона, а полицейские выглядят, скорее, забавными придурками.

Как бы то ни было, все перечисленное выглядит не недостатками фильма как таковыми, а, скорее, его стилистическими особенностями. В наши дни он выглядит как стильный классический хоррор - родственный, скажем, лучшим работам Вэла Льютона. Более того - да, он воспринимается скорее как поэтичный (в определенном смысле слова), чем страшный, но грим сделан так, что и сегодня производит впечатление. Сцены пластической хирургии выглядят вполне натуралистично даже по сегодняшним меркам - так что неудивительно, что в те годы на Эдингбургском кинофестивале семь зрителей упали в обморок. На что режиссер, правда, саркастично сказал: "Теперь понимаю, почему шотландцы носят юбки". Да и вообще скандал бы впечатляющий: большинство критиков отозвались о фильме нелестным образом, а одного, который рискнул написать положительный обзор - едва не уволили. Сейчас фильм, как известно, входит в большинство жанровых рейтингов.

Роль дочери хирурга играет Эдит Скоб, внучка генерала Добровольческой армии Владимира Скобельцына. На тот момент она была начинающей актрисой, которую как раз Франжю и открыл, потом уже были фильмы Бунюэля, Каракса, Жулавски. Широкий зритель может помнить ее по "Видоку" и "Братству волка", но вообще-то она активно снимается до сих пор - только в 2016 году за ней числится четыре роли. Алида Валли, сыгравшая Луизу (помощницу хирурга) - тоже не последняя звезда: за ее плечами фильмы Пазолини ("Царь Эдип"), Ардженто ("Преисподняя" и великая "Суспирия") и т.д. Ну и, наконец, Пьер Брассёер тоже актер был довольно востребованный: почти полтора сотни фильмов, правда, лично для меня "Глаза без лица" были первым фильмом с его участием, насколько я помню.

Словом, если вы не испытываете принципиального отвращения к черно-белому кино - фильм определенно стоит посмотреть: особенно, если вы, как и я, неравнодушны к классическому хоррору. Несколько сцен из него запоминаются накрепко: первое появление маски, к примеру - которая, в своем застывшем жизнеподобии выглядит более жуткой, чем вышеупомянутые сцены хирургии. Не зря сам Карпентер говорил, что маска Майерса в "Хеллоуин" вдохновлена именно этим фильмом. Ну и, конечно, финал - с девушкой в развевающейся белой одежде и птицами, которые летают вокруг нее. Ранее в фильме уже говорилось о ее "ангельской" внешности - и концовка, очевидно, обыгрывает именно этот мотив, но выглядит это достаточно впечатляюще, не смотря на некоторую прямолинейность.

Ну и напоследок отмечу, что часто встречаются упоминания о том, что "Ужасный Доктор Орлофф" обожаемого мной Джесса Франко - едва ли не римейк "Глаз без лица", но никакого официального подтверждения этому нет. Впрочем, об этом чуть позже.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2