Ганнибал
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Ганнибал Лектер, Гари Олдман, Джанкарло Джаннини, Джулианна Мур, Дэвид Эндрюс, Желько Иванек, Ридли Скотт, Рэй Лиотта, Франческа Нери, Фрэнки Фэйзон, Хазелль Гудман, Энтони Хопкинс
Hannibal, 2001
Десять лет спустя Клариса получает письмо от Ганнибала Лектера, в котором бежавший из заключения маньяк намекает, что период отдыха закончился - и он готов к "активной деятельности". Тем временем, по следу каннибала-проффесора уже идет флорентийский полицейский, мечтающий получить награду от одной из выживших жертв доктора, изуродованного миллионера Мейсона Верджера.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Энтони Хопкинс, Джулианна Мур, Гари Олдман, Рэй Лиотта, Фрэнки Фэйзон, Джанкарло Джаннини, Франческа Нери, Желько Иванек, Хазелль Гудман, Дэвид Эндрюс
Сразу скажу, я считаю, что фильм получился отличным и не вижу, в чем он уступает "Молчанию ягнят". Единственная реальная претензия, которую к нему можно предъявить - насколько я понимаю, он очень сильно отклонился от книги.
Если же рассматривать фильм в отрыве от литературного первоисточника, то в нем есть отличная игра со зрительскими ожиданиями, к примеру... Все мы помним, какой представала главная героиня в первом фильме - невинная девушка с провинциальным акцентом, еще только вступающая на путь специального агента. В первой же сцене, в обсуждении предстоящей операции, мы встречаем совершенно иной характер: спокойная, сосредоточенная, умеющая дать окорот зарвавшемуся полицейскому. Это совсем другой человек - и ты веришь в прожитые ею десять нелегких лет. Даже замена актрисы работает на это ощущение. Но при этом и более эмоциональная - вспомните, как она рыдает после провала операции, едва лишь оставшись без свидетелей. Не согласен, что Джулианна Мур не справилась с ролью - просто она играет персонажа, который уже изменился.
Любопытно, что и Ганнибал Лектер изменился: десять лет отдыхавший по Флоренциям профессор выглядит, тем не менее, уставшим и каким-то помятым. Правда, его легендарные интонации время от времени все "включаются": в основном, когда он говорит с Кларисой. Но самое интересное - то, что Ганнибал стал агрессивнее: в "Молчании ягнят" специально подчеркивалось, что даже когда Лектер нападал на своих жертв - его пульс не учащался. А теперь сравните с бешеным оскалом, который виден, к примеру, в начале фильма, в документальной съемке нападения на медсестру. Это же вылитый зомби из ужастика...
Вообще, под определенным углом "Ганнибал" Ридли Скотта едва ли не целиком состоит из обманок для зрителя - игра режиссера с его аудиторией едва ли не затейливее, чем поединок Лектера и Кларисы.
Судите сами: фильм начинается с бойкой сцены полицейской операции, настраивая зрителя на то, что нас ждет боевик, но не тут-то было... Потом нас знакомят с новым героем - изуродованный миллионер, бывшая жертва Лектера, который едва ли не поклоняется маньяку. Он трепетно собирает реликвии, оставшиеся после Ганнибала, примеряет его маску - это важный момент: Мейсон Верджер явно стремиться соперничать с тем, кто его изуродовал. Именно поэтому он и пытается его не просто убить, а захватить в плен и предать мучительной казни - тем самым "ученик" надеется превзойти "учителя". Какоето время можно подумать, что "Ганнибал" окажется историей их соперничества, но нет...
Нам предлагают новую кандидатуру: флорентийский полицейский... Джанкарло Джаннини отлично сыграл этого копа, балансирующего на самой грани нарушения закона. Но - его герой тоже не оказался главным и он гибнет едва только приблизившись к Лектеру. Тогда-то все окончательно и встает на свои места: отвлекающие маневры кончились, начался новый поединок с Кларисой. Вот только цель его неясна до самой развязки, когда профессор приглашает свою любимицу на трапезу. Обратите внимание: он облачает ее в вечернее платье, причем такое, что грудь видна едва ли не целиком, да и спина весьма открыта... Он даже
Сцена его общения с едой действительно впечатляет, особо утонченные натуры жаловались, что их едва не стошнило... Ну, честно сказать, были фильмы и более изуверские - после "Кровососущих уродов" эта сцена уже не кажется таким уж беспределом. Сдается мне, кстати, что источником вдохновения для сцены этого званого ужина была первая "Техасская резня бензопилой", знаменитый семейный обед...И все-таки именно финал ставит точки над ё и объясняет замысел Ридли Скотта, отличающийся от того, что написал в своем романе Томас Харрис: "Ганнибал" это, прежде всего, мрачная история любви. Так сказал сам режиссер в буклете к изданию фильма на dvd - Ридли, полагаю, виднее...
В целом, как я не могу сказать, кто из актрис сыгравших Старлинг мне нравится больше, так я не могу и отдать предпочтение одному из фильмов - они разные, но оба хороши.