Фрэнк Миллер - 300
Рубрики: Обзоры » Комиксы и мангаМетки: 300 спартанцев, Фрэнк Миллер
Frank Miller - 300
Спартанские воины во главе с царем Леонидом собрались остановить войско персов в Фермопильском проходе. 300 бойцов против миллионной армии завоевателей.
По сути, будущий автор "Города грехов" посмотрел в детстве фильм "300 спартанцев" и впечатлился. Когда вырос - впечатления превратились вот в этот комикс.
Стиль рисунка Миллера , если честно, мне никогда особо не нравился, но к "Городу грехов", например, он подходил, работая на атмосферу. Здесь же нас встречает примерно тот же, несколько хаотичный рисунок с рубленными линиями - этакое воплощение брутальности. Но на этот раз он еще и цветной, причем цвет вкупе с формой линий, как мне показалось, призван напомнить древнегреческие амфоры. Хотя сама организация страницы, которая в этом комиксе сделана "панорамной", шире привычной раза в два, насколько я понимаю. Идея интересная, работающая на зрелищность, но... Тем не менее - лично мне не особо понравилось.
Что касается содержания, то здесь, на мой взгляд, вопросов еще больше. Исходя из того, что это пересказ исторического события, написанный на основе приключенческого фильма - историю по нему я сдавать не рекомендовал бы изначально... Но на деле вопросов возникает многовато. К примеру, Алан Мур громко возмущался тем, что в одном из эпизодов спартанцы издеваются над греками, прохаживаясь по поводу любви афинян к мальчикам. Как правильно отмечает этот переоцененный автор комиксов, сами спартанцы в этом отношении тоже были большими специалистами. Хотя то, что главная претензия Мура относилась именно к этому вопросу - сам по себе тоже интересно, не спорю. По мне так, гораздо любопытнее то, что мотивация Эльфиата, предавшего спартанцев, так же придумана именно Миллером: ни в источниках, ни в фильме, на который опирался Миллер, это вовсе не был спартанец-горбун, которого тайком вырастили родители.
К примеру, если я правильно помню, не было в фильме-первоисточнике и рассказа о том, как Леонид, будучи подростком, заманил в ловушку волка и убил зверя, застрявшего меж скал. У Миллера это очевидная аналогия - примерно так же поступил Леонид и с персами, но... Военачальник, который достигнув преклонных лет, способен только применить только хитрость, выдуманную еще ребенком - лично на меня производит довольно комичное впечатление. Вроде того медведя из анекдота: "А вот тебе шапочка...".
Ну и сама по себе политическая подоплека, которая вычитывается в комиксе, тоже не радует. Греция - как единственная надежда на разумный мир, персы - как сборище едва ли не зверей: чисто американский подход к теме, не находите? Сам Леонид, который раз за разом обостряет ситуацию, тоже производит не лучшее впечатление: маньяк какой-то, с типично суицидальными наклонностями. Тем более, что его родную Спарту прямо обещают оставить в покое - и чего ему еще желать, казалось бы?
При этом, за общей пафосностью сюжета куда-то пропали такие вещи как характеры, психология и так далее: лично у меня никто из героев так и не вызвал особого интереса или, тем более, сочувствия. А сюжет сам по себе... Слушайте, ну, в конце концов, главный спойлер мы услышали еще в школе, от учителя истории: "Они все умерли".
Словом, эта работа Миллера мне кажется крайне переоцененной и не стоящей особого внимания. Но, как известно, со мной многие не согласны - "300" считаются современной классикой, им вручили множество премий. Судите сами, в конце концов, русский перевод существует - правда, не официальный. На мой непросвещенный вкус - "Город грехов" гораздо сильнее.