]]>
]]>

Furankenshutain tai chitei kaijû Baragon

Франкенштейн против Барагона, Furankenshutain tai chitei kaijû Baragon

В конце второй мировой войны нацисты тайно передали японским ученым реликвию: живое сердце Франкенштейна. Но госпиталь, в котором оно хранилось, попал под удар ядерной бомбы... Через полтора десятка лет в Японии объявился мальчик, не восприимчивый к радиации, очень быстро растущий и еще быстрее залечивающий раны...

Режиссер: Иширо Хонда

Композитор: Акира Ифукубе

В ролях: Тадао Такашима, Ник Эдамс, Куми Мидзуно, Ёсио Цутия, Кодзи Фурухата, Дзюн Тадзаки, Сусуму Фудзита, Такаси Симура, Нобуо Накамура, Кенджи Сахара, Хауро Накаджима

Все-таки, Иширо Хонда, автор первого фильма о Годзилле, был своего рода гением, умевшим снимать совершенно неповторимые картины... При этом совершенно безумный сюжет не мешал ему затрагивать серьезные темы - и говорить, к примеру, об опасности радиоактивного заражения. Это для нас красное пламя, которое выдыхает очередной монстр, созданный воображением режиссера - не более, чем забавная деталь. Для него, лично пережившего войну и бомбежку Хиросимы и Нагасаки, полагаю, не все было так просто. Подозреваю, что сцены разрушений в этом фильме в свое время впечатляли не меньше, чем ядерные взрывы из второго "Терминатора". При желании можно разглядеть здесь и другие, вполне серьезные мотивы: главного героя, Франкенштейна, действительно жалко. Подобно своему прототипу из книги Шелли или фильма "Юниверсал", японский Франкенштейн предстает благородным чудовищем. Не смотря на то, что люди сделали его изгоем, он ни разу не причинил им вред сознательно - и даже вступил ради людей в схватку. Благодарности, как вы сами понимаете, не дождался... Ну, как отмечает один из героев - в конце концов, он же просто чудовище, не так ли?

Франкенштейн против Барагона, Furankenshutain tai chitei kaijû Baragon

В целом фильм может предложить несколько зрелищных сцен разрушений в первой половине фильма и финальный поединок, в котором чудовища демонстрируют азартный и зрелищный "рестлинг" в лучших традициях жанра. Оставшаяся часть фильма, в основном, заполнена говорильней трех ученых, один из которых американец. В начале они пытаются исследовать Франкенштейна, а после его бегства - не дать военным уничтожить столь уникальное создание. Ну и разобраться в происходящем, разумеется.

Судьба этого сценария была непростой: в 1962 году Уиллис Х. О’Брайэн, работавший в свое время техником по спецэффектам на "Кинг Конге" (1933), написал сценарий "Кинг Конг против Франкенштейна". Сюжет состоял в том, что внук Франкенштейна создает чудовище из тел животных, и его создание сражается с Конгом. Съемки так и не состоялись, но концепт-арты существуют. Как бы то ни было, сценарий был перепродан на студию "Тохо", которая и выкроила из него "Кинг Конг против Годзиллы" и "Франкенштейн против Барагона". Никаких компенсаций О’Брайэну выплачено не было, и его имя в титрах не упоминалось. Первоначальные наброски сценария, кстати, предполагали, что Франкенштейн встретится с Годзиллой, но сцену их сражения сочли слишком невероятной. Еще одно забавное недоразумение связано с тем, что фильм рекламировался на Западе под рабочим названием "Франкенштейн против дьявольской рыбы" - но придя в кинотеатры, зрители не обнаружили на экране не то, что дьявольской - вообще никакой рыбы не было. Масло в огонь добавило и то, что у фильма есть две концовки: в международной версии, о которой мы с вами и говорим, финальная сцена выносит мозг лучше любого авангарда.

Показать...

Причины появления столь безумной развязки просты: этот фильм был первой ко-продукцией американцев и японцев. И американские партнеры так впечатлились подобной сценой из "Кинг Конга против Годзиллы", что умоляли включить и в эту картину что-то подобное, пусть даже вопреки сюжетной и драматургической логике. Тем не менее, на мой непросвещенный взгляд, удовольствие от этой развязки получить можно... По типу: "Батюшки, что это было?"

В целом, фильм, конечно, не будешь рекомендовать всем и каждому, но любителям жанра он должен понравится. Как и положено, чудовищ здесь играли загримированные люди: в роли Франкенштейна выступал Кодзи Фурухата, для которого эта роль в кино стала второй и последней. А вот его противника, Барагона, сыграл легендарный Хауро Накаджима, интервью с которым я уже публиковал. Этот актер играл Годзиллу двенадцать раз, начиная с самого первого фильма. А всего за его плечами - 47 актерских работ, в том числе в фильмах Акиры Куросавы. Куми Мидзуно, сыгравшая японскую женщину-ученую, часто появлялась в фильмах о Годзилле - вплоть до "Годзилла: Финальные войны", к примеру. Так что она тоже классик жанра.

Ну и не говоря уж о том, что музыку к фильму написал великий Акира Ифукубе, опять-таки, работавший еще над самым первым фильмом про "Годзи". Правда, это не помешало ему использовать во "Франкенштейне" свою же музыку из "Невероятного Варана". А что теряться, все свои?

Что касается релизов на домашнем видео, то в России есть только неофициальные переводы, но их качество меня не устроило - и я делал новый. На Западе выходило изумительное двухдисковое издание, включающее в себя три версии фильма, комментарии, вырезанные сцены и так далее. Недостаток у диска только один - он наглухо распродан.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us