Джордж Г. Смит - Королева ведьм Лохленна

22 ноября 2014 г.Просмотров: 2356RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

George H. Smith - Witch Queen of Lochlann, 1969

Он - частный сыщик и букинист из Голливуда, который безуспешно пытается соблазнить ирландскую маникюршу. А еще он оккультист и чародей, вот только заклинания на Земле не действуют. Вроде бы... Потому что очередная клиентка втянет нашего героя в историю с настоящим колдовством и путешествием в другие миры.... 

Эта книга, в своем роде, несомненное совершенство, одна из вершин жанра фэнтези. Впервые я прочел ее более двадцати лет назад, но с тех пор продолжаю к ней возвращаться - и каждый раз испытываю восхищение.

Одна из загадок этой книги - в том, что, казалось бы, ничего необычного в ней нет и в помине. История о "попаданце", угодившем в иной мир и обязанном спасти прекрасную даму, которая обязательно станет его возлюбленной. Основа этой истории была введена в моду еще Эдгаром Бэрроузом как минимум. Ну да, сюжетная схема здесь немного сложнее - в частности, вокруг героя увиваются сразу две прекрасные дамы. И еще, в отличие от Барсума, здесь действует магия и вовсю орудуют богини и ведьмы. Ну, хорошо, давайте вспомним Абрахама Меррита и его чарующий "Корабль Иштар" - там разыгрываются примерно те же карты ностальгии и эскапизма: отвращение к современному миру и влечение к миру былых эпох, где, к тому же, действует магия. Да, в достоинства автора можно записать то, что роман построен на кельтской мифологии, которую не так часто используют даже в наши дни - но, все-таки, к ней обращались и другие романисты. Если уж вспомнить о попаданцах - то был "Темный мир" Генри Каттнера. 

В общем-то, единственное, в чем Смит довольно оригинален - он умудрился каким-то образом эскапистское фэнтези с пародийным, что, на моей памяти, другим не удавалось. С одной стороны, есть вышеперечисленные образчики фэнтези для ностальгирующих по другим, красочным мирам - даже Желязны в "Хрониках Эмбера" использует схожие мотивы. С другой стороны, есть, к примеру, Роберт Ллин Асприн, который откровенно иронично относится к магии, другим мирам и приключениям героев. И только Смит каким-то образом умудряется балансировать между этими полюсами. Герой, жаждущий мечом прорубить свой путь через толпы врагов и покорить сердце красавицы - и встречающий принцессу, которая превращена в чудовище и теперь жаждет его съесть. Контраст, который таковым не выглядит, когда читаешь роман. Вероятно, все дело в искреннем восхищении и тоске, с которым автор описывает вымышленный им мир. Да, возможно, сам Смит и не боялся машин так сильно, как его герой, да и с пиратами сражаться, может быть, не мечтал - но его книга кажется искренней в своих эмоциях. А потому и юмор не ослабляет ее эмоционального воздействия. 

В целом - прекрасный образчик раннего фэнтези: наивного, искреннего, захватывающего. У этого романа есть продолжение, но оно мне, к сожалению, не встречалось. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us