Джон Норман - Изгой Гора

21 ноября 2012 г.Просмотров: 3441RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

John Norman - Outlaw  of Gor, 1967

Джон Норман - Изгой Гора (John Norman - Outlaw  of Gor)

Тэрл Кэбот вернулся на планету Гор, к которой прикипел сердцем - только для того, чтобы обнаружить, что его отец и невеста пропали и даже сам город был стерт с лица Гора по приказу Царствующих жрецов, местных божеств. И он отправился требовать у них ответа. Путь его пролег через город, которым правят женщины....

Первый роман цикла - "Тарнсмен Гора"

Итак, возвращаемся к романам Нормана - продолжателя традиций Эдгара Берроуза  и современного классика жанра "планетарная опера". Знаете ли, писать фантастику и добиться того, чтобы ваши книги на десять лет угодили в черный список издателей - это редкое достижение. Что же на этот раз предлагает нам ночной кошмар феминисток?

Планетарная опера это история о том, как наш современник попал на другую планету, стал могучим воином и завоевал любовь принцессы. В этом смысле жанр близок к пресловутым "попаданцам", но есть и существенные отличия - помимо места действия, разумеется. Если "попаданец" первым делом пытается нести прогресс в отсталую эпоху и переделывает ее "под себя", то в планетарной опере герой, как правило, встраивается в местные традиции и становится их частью - пусть и не всегда соглашаясь с тем, что творится вокруг. Грубо говоря, столкнувшись с рабством, герой планетарной оперы может спровоцировать восстание (как, собственно, и происходит в этой книге), но не будет изобретать технологии, которые сделают рабство не выгодным. 

Есть парочка характерных для жанра проблем, которые так или иначе решает любой автор жанра. Попал ли наш герой на другую планету окончательно? В большинстве случаев - нет, он возвращается, как минимум,  в конце первой книги, чтобы рассказать о своих приключениях. Именно так и произошло с героем Нормана. Существует ли связь с Землей? Как правило - да, так или иначе герой передает рассказы о своих приключениях на родную планету. И в этом плане, Норман, на мой взгляд, сжульничал. По сути, он вообще не предложил никакого объяснения - во всяком случае, пока. Волей местных богов, Царствующих жрецов, героя переносит туда и обратно, его писанина доставляется на Землю. Почему и зачем - непонятно. 

Еще одна проблема, с которой сталкивается автор жанра это необходимость постоянно "приключать" героя. А это значит, что в каждой книге надо изобретать повод и антураж для этих приключений. Скажем, Берроуз в "марсианском цикле" умудрялся едва ли не в каждом романе изобретать новую расу - действительно отличающуюся от других.  В "Изгое Гора" Норман нашел довольно любопытную завязку - уничтожения целого города я в других романах жанра не припомню - да и с антуражем поступил неожиданно.  Новых рас он изобретать не стал, но зато описал оригинальную социальную систему.  Гор - общество, которым правят мужчины, где сильный человек, владеющий оружием может добиться многого. И вот Норман приводит героя в город-государство, которым правят женщины. Тут-то и вступает тема, за которую его любят одни и ненавидят другие. На всем протяжении книги Норман страстно доказывает, что женщина может быть счастлива, только сознательно покорившись мужчине, "став его рабыней", как это формулирует писатель. И в данном романе он показывает к какому кошмару может прийти общество, в котором развитие пошло в противоположном направлении: женщины покорили мужчин и заставили их подчиняться. С логичностью профессора философии, которым Норман и является, он доказывает, что ни к чему хорошему это не приведет. 

Феминистки, разумеется, поднимают визг до небес при одном упоминании его имени, но упускают важные детали: писатель признает, что мир, который мужчины создали на Горе довольно жесток и женщины его смягчают - но со своего места, с места рабыни, каким странным это не кажется на первый взгляд. Более того, далеко не все женщины в этом мире - рабыни, но... Была ли правительница города, описанного в этой книге, счастлива? Нет, рабыни в этом мире и то свободнее - в каком-то смысле.  Причем писатель показывает все эти взаимоотношения глазами героя-землянина, которому горианские взгляды на этот вопрос чужды. Интересно проследить, как сначала  он отвергает саму возможность сделать девушку своей рабыней и не замечает ее скрытого желания одеть ошейник, а потом все же поступает "как и должно мужчине" с точки зрения автора этой книги.

За всеми этими увлекательными размышлениями, не забывает Норман и о развитии сюжета, но развивается он любопытным образом: большинство событий предугадать не сложно и читатель оказывается в ситуации "предвкушения" - мы раньше героя понимаем, что сейчас произойдет и наблюдаем, как наши предчувствия сбываются. Весь ритм повествования работает на этот эффект: вот герой пробирается ночью к любимому городу - и читатель раньше Тэбота понимает, что город уничтожен. Но мы не знаем почему это произошло - и что сделает в этой ситуации. 

С другой стороны, в начале книги задана сюжетная арка - поход героя против Царствующих жрецов - которая, по сути, не получает никакого развития. Некоторые читатели могут счесть это недостатком, хотя лично мне так не показалось.

На мой взгляд, книга читается блестяще, соединяя в себе как увлекательные приключения, так и любопытные размышления.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us