Джон Норман - Царствующие жрецы Гора

26 декабря 2012 г.Просмотров: 3885RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

John Norman - Priest-Kings of Gor, 1968

Джон Норман - Царствующие жрецы Гора   (John Norman - Priest-Kings of Gor)

Тэрл Кэбот, бывший землянин, а ныне - отважный воин планеты Гор, отправился в горы Сардара, чтобы призвать к ответу Царствующих жрецов, разрушивших город Ко-Ро-Ба и разметавших по свету его жителей.

Второй роман цикла - "Изгой Гора"

Третья книга цикла, как видите, возвращает нас к сквозному сюжету, более того, мы узнаем подлинную подоплеку событий первых книг. Оказывается, все это - от появления отца Кэбота и его самого на планете Гор и до уничтожения города, ставшего родным для нашего героя - только звенья в сложной цепи, выкованной пресловутыми Царствующими Жрецами.

На мой взгляд - отличный получился роман. Первое удовольствие поклонника "планетарной оперы" - встреча с неожиданными расами. И здесь Норман не подвел: Царствующие жрецы оказываются своего рода гигантскими насекомыми. Причем их культура, язык, само устройство их общества подробно описано Норманом - и эти страницы мне показались весьма интересны.  Высказывались, правда, претензии к оригинальности подобного общества, поминали, в частности, Лина Картера и его "Каллисто". Но вот незадача - роман Картера написан на несколько лет позже.  Между собой описанные автором Жрецы общаются при помощи запахов - причем из их комбинаций состоит и язык этих любопытных созданий, и музыка, и даже живопись. Идея интересная, хотя мне кажется несколько спорной: в частности,  размываются границы между видами искусства и обычной речью. Запись запахов может служить просто письменным сообщением, являться картиной и так далее... Такой способ коммуникации довольно экстравагантен. 

Впрочем,  Норман тут же облегчает себе задачу вводя приборы-трансляторы, при помощи которых издаваемые Жрецами запахи "переводятся" в речь. Причем, в одном из эпизодов автор сам же попадает впросак с этими приборами.

Показать...

Еще одной забавной особенностью Царствующих жрецов является их психология: по сути, они ведут себя как герои средневекового эпоса. "Я знаю, что соперник собрался меня убить, но все равно пойду на церемонию, потому что должен. И пусть убивает..." - логика, словно позаимствованная у персонажей "Песни о Нибелунгах". Казалось бы, для существ, стоящих на довольно высокой технической ступени развития, это довольно неожиданно. Другой вопрос, что Царствующие Жрецы - существа с довольно высокой продолжительностью жизни и можно предположить в них сильный консерватизм, приверженность традициям. Попросту, основы их психики закладывались достаточно давно, чтобы казаться довольно архаичными.

Разумеется, Норман и не думал отказываться от своей главной изюминки: "курощение" феминисток и озабоченных подростков рассуждениями на тему "каждая женщина мечтает стать рабыней" - неуклонно продолжается. Причем, издавая яростные вопли протеста, противники писателя как-то не замечают, что никакого неуважения к женщинам в цикле нет и в помине. Та же Вика из Трева к концу книги становится вполне достойной героиней. Причем, самое смешное, что сам Тэрл  Кэбот, от лица которого ведется повествование, постоянно осуждает горианское отношение к женщинам - но это нисколько не уменьшает вой ненависти по адресу писателя. 

Самый интересный штрих, внесенный автором в мир Гора кроется, пожалуй, на последних страницах: мы понимаем, что большинство посвященных Гора, священников, отправляющих культ  Царствующих Жрецов, на самом деле не имеют к ним никакого отношения. Да и вообще взаимоотношения Жрецов с людьми выписаны довольно оригинально - если, разумеется, вдумываться в прочитанное.

Словом, люблю я Нормана - и собираюсь продолжить чтение.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us