Джеймс Герберт - Крысы
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: 100 лучших романов ужасов, Джеймс Герберт, зоохоррор, Крысы
James Herbert - The Rats, 1974
В Лондоне появились крысы... Не обычные, серые, а огромные черные крысы, которые беспощадно нападали на людей. Причем единичные случаи быстро превратились в настоящее нашествие - грызу брали штурмом здания и нападали на поезда в метро...
Продолжаем цикл "100 лучших романов ужасов", начатый на основе рейтинга с дружественного сайта "Зона ужасов". В списке он занимает 95 место, до него располагаются две книги Клайва Баркера - "Ночной народец" и "Сотканный мир" .
Первый роман Джеймса Герберта - и одно из самых известных его произведений - с точки зрения жанра, на мой взгляд, можно отнести к зоо-хоррору и не сомневаться. Правда, критики усматривают там сплаттер-панк, но я вообще не очень понимаю, чем суть этого стиля, так что бог им судья. Как бы то ни было: животные нападают на людей, люди от них отбиваются: в общем, вы наверняка неплохо себе представляете такого рода истории.
Построение книги получилось довольно необычным: в романе множество эпизодических героев, чья жизнь и психология подробно расписываются - только для того, чтобы через несколько страниц их сожрали крысы. Такая мозаичность поначалу воспринимается в штыки, но вообще-то работает: этот прием ясно дает понять, что любой из героев может погибнуть в любой момент, неуязвимых нет. И в результате возникает подспудное напряжение, которого сложно добиться при общепринятом раскладе типа "главный герой не умирает по определению". Собственно, главный герой-то здесь и появляется не сразу - и далеко не сразу начинает восприниматься таковым.
С точки зрения стиля произведение написано довольно любопытно: язык суховат, строг и больше напоминает журналистский репортаж, чем художественное произведение. Более того, если уж речь зашла о сплаттер-панке: описания смертей, щедро разбросанные по роману, отличаются некоторой отстраненностью и беспристрастностью - опять-таки характерной для текстов скорее журналиста, чем писателя-фантаста. На общий сюжет и создание атмосферы книги это работает отлично: хорошенько вчитавшись, можно и правда ощутить себя в гуще событий.
Еще одно любопытное ощущение, возникающее при чтении книги: не смотря на то, что действие происходит на улицах большого города, роман буквально пропитан клаустрофобией. Отчасти это ощущение вызывается на уровне сюжета: персонажи то и дело оказываются в замкнутом помещении, в которое ломятся крысы.
В целом, книга читается взахлеб и за продолжение (а это еще две книги и комикс) хочется взяться сразу. К тому же, "Крысы" были экранизированы - и, в свободную минуту, надо будет ознакомиться с этим фильмом.