Дракула Френсиса Форда Коппола
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Билл Кэмпбелл, Вайнона Райдер, Гари Олдман, Дракула, Киану Ривз, Кэри Элвис, Моника Беллуччи, Ричард Э. Грант, Сэди Фрост, Том Уэйтс, Френсис Форд Коппола, Энтони Хопкинс
Dracula, 1992
Князь Дракула всю жизнь защищал божью церковь, но его любимая, поверив фальшивому письму о смерти Дракулы, покончила с собой. И тогда князь отринул Бога и стал бессмертным вампиром. Он снова найдет любимую - столетия спустя, в далеком Лондоне...
Режиссер: Френсис Форд Коппола
В ролях: Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз, Ричард Э. Грант, Кэри Элвис, Билл Кэмпбелл, Сэди Фрост, Том Уэйтс, Моника Беллуччи
Если не считать откровенно пародийных, экспериментальных и просто порнографических вариаций на тему Дракулы, то этот фильм Коппола - едва ли не самый спорный из всех. Мне кажется, отчасти дело в названии - "Дракула Брэма Стокера" оказалось излишне вызывающим, учитывая некоторые отступления от текста книги, на которые пошли сценаристы. При этом критики фильма упускают из виду два немаловажных момента. Во-первых, в любой другой экранизации - в том числе в "Дракуле" 1931 года с Бела Лугоши или "Дракуле" 1958 года, с Кристофером Ли в главной роли. По возможности точно следовал сюжету романа, насколько я помню, разве что Джесс Франко в своем "Графе Дракуле" - тоже с Ли в главной роли, если помните. Тем не менее, пристальнее всего разыскивали отступления именно в этом фильме. Назови его авторы "Дракула Френсиса Форда Коппола" - претензий было бы на порядок меньше, мне кажется.
Тем более, что второе обстоятельство, которое проглядели большинство кинозрителей - как ни странно, это личность режиссера: мне давно кажется, что Коппола воспринимают превратно, не до конца понимая, что именно и как он делает. Кажется, Шекспир говорил: "Я забираю девушку из дурного общества и ввожу ее в хорошее". Именно так и поступает Коппола - он перелицовывает приемы массовой культуры, создавая иллюзию философского содержания, глубины, солидности. И, в результате, продавая тот же товар гораздо дороже. Все то, за что напыщенно хвалят "Крестного отца" Коппола - уже содержалось в "Крестном отце", который написал Марио Пьюзо. Кроме претенциозности и колоссального размаха. С "Дракулой" была проделана схожая операция.
Тема сексуальности вампиров, что ни говори, в самом романе уже содержалось. Граф прямо заявляет вампиршам в замке, что способен любить и они это знают - отсюда, полагаю и любовная линия в фильме. Другой разговор, что в книге водораздел идет четко: плотская любовь и влечение - удел вампиров, людям положены только возвышенные, духовные чувства. В фильме это не совсем так, что и вызвало много возмущения: Люси ведет себя развязано, Мина вообще порнографические картинки разглядывает. На этом моменте стоит остановится подробнее: дело в том, что Коппола помещает героев в контекст культуры того времени.
Она тайком разглядывает ничто иное как английский перевод "Тысячи и одной ночи", который тогда был весьма популярен. И подчеркиваю - делает это украдкой: скромной девушке и не положено интересоваться подобным. Более того, из разговоров и Люси, и Мины понятно, что о самой плотской любви у них нет ни малейшего понятия. Так что, в образ викторианских девушек они вполне вписываются, не смотря на некоторый налет фривольности.
Отсюда же и сцены в кинематографе: контекст времени. В романе Стокера его не было, потому что для автора он был не более примечателен, чем воздух - но он важен для нас.
Многочисленные отсылки к классике кино уже отмечались: совершенно точно не обошлось без влияния студии Hammer и Сергея Эйзенштейна - его "Иван Грозный" явно повлиял на исторический пролог картины. Лично мне чудится и влияние Марио Бава, но тут я могу ошибаться.
Что касается сценария и сюжета, то тут есть определенные странности: временами фильм становится торопливым и важные моменты ускользают от понимания зрителя. К примеру, не до конца понятна роль Рейнфильда в событиях, не ясно зачем вообще приплели волка, который шатается по Лондону с Дракулой: в книге он все же играл более внятную роль в сюжете. Более того, Квинси и Артур в глазах зрителя временами путаются: этих персонажей не удалось в достаточной степени разделить. Да и доктор Сьюард выглядит бледновато.
Не очень ровно выстроен и темп повествования: финал с преследованием Дракулы, на мой взгляд, выглядит скомканным. И это, напомню, при двухчасовой продолжительности фильма.
Подбор актеров заслуживает несколько отдельных слов. Гари Олдман потрясающе сыграл Дракулу, хотя концепция его персонажа слабо пересекается с книгой: особой привлекательности в романе Стокера за ним не водится. На экране же он предстает поистине роковым красавцем: в этого Дракулу влюблялись после просмотра фильма.Что удивительно, самого актера не назовешь красивым - но Коппола ненадолго превратил его в секс-символ. Это, кстати, привело к забавному результату: Гари стали приглашать в мелодрамы вроде "Алой буквы" и "Бессмертной возлюбленной", но фокус не удался, насколько я помню: героем-любовником его умудрился сделать только Фрэнсис Форд.
Еще одним неожиданным решением было приглашение Энтони Хопкинса на роль Ван Хельсинга. И снова: сыграл актер отлично, но актерская задача, которая была ему поставлена, как минимум неоднозначна. Вместо мудрого наставника и великого ученого, которого описал Стокер, мы видим едва ли не маньяка, сыплющего скабрезностями и пылающего энтузиазмом. Вполне понятно, что сделано это было, чтобы еще больше отттенить благородство графа Дракулы - но, повторюсь, решение неоднозначное.
Но, на мой взгляд, при всех очевидных недостатках, перечисленных выше, парадокс фильма в том, что "Дракула" - шедевр, фильм, оказавший немалое влияние на мою собственную жизнь, ставший значительной частью моей юности. И, понимая все сказанное ранее, я все равно люблю эту картину - и считаю лучшим фильмом Коппола. На самом деле, в одном фильме практически невозможно высказать все, что стоит сказать о нем, и я наверняка еще вернусь к разговору.