Дом Дракулы
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Гленн Стрэйндж, Джейн Адамс, Джозеф Э. Бернард, Джон Каррадайн, Дракула, Лайонел Этуилл, Лон Чейни мл., Людвиг Штёссель, Марта О’Дрискол, Оборотень, Онслоу Стивенс, Скелтон Кнаггс, Франкенштейн, Эрл С. Кентон
House of Dracula, 1945
Граф Дракула в тайне обращается к известному врачу, желая излечиться от вампиризма. К тому же доктору попадает и Ларри Талбот, по-прежнему мечтающий перестать быть Человеком-Волком.
Режиссер: Эрл С. Кентон
В ролях: Лон Чейни мл., Джон Каррадайн, Марта О’Дрискол, Лайонел Этуилл, Онслоу Стивенс, Джейн Адамс, Людвиг Штёссель, Гленн Стрэйндж, Скелтон Кнаггс, Джозеф Э. Бернард
Главное достоинство фильма - в том, что он подводит итог классической серии фильмов ужасов "Юниверсал". Правда, сделано это не без грубых ошибок - но тут уже претензии стоит предъявлять даже не сценаристам, а продюсерам фильма: уж очень им хотелось подзаработать, снова вернув на экран трех классических монстров.
Принято считать, что поздние фильмы серии были неудачными попытками "срубить бабла", но, на мой вкус, "Дом Дракулы" - единственная картина цикла, о которой можно так сказать. Начнем с того, что фильм стал прямым продолжением "Дома Франкенштейна", но вот незадача: в предыдущем фильме Человек-волк и Дракула погибли - а здесь они оказываются живы, причем без каких-либо объяснений. Знаете, такой подход несколько раздражает...
Сам по себе сюжет собран из "готовых блоков", иногда с минимальными изменениями. В ассортименте представлены ученый, который постепенно проникается желанием продолжить эксперименты Франкенштейна (правда, в данном случае, его интерес к воскрешению Чудовища вообще никак не мотивирован) - как в "Доме Франкенштейна" . Человек-волк, страдающий от нежелания выть на луну и убивать кого попало каждое полнолуние - как в любом фильме об этом персонаже, начиная с "Человека-волка". Вампир, который просит врача помочь ему вылечиться - как в "Дочери Дракулы". Есть даже горбатый помощник ученого - впервые он появился в "Сыне Франкенштейна" и с тех пор превратился в каноническую фигуру: правда, в данном случае, персонажу поменяли пол. Вместо горбуна Игоря доктору помогает горбунья Нина. Словом, с фильма по мотиву...
Что касается основных персонажей, то никто из них, в общем-то, не получает особого развития. Ларри Талбот (Человек-волк) здесь точно такой же, как и в остальных картинах цикла - разве что первый и последний раз усы отпустил, так они ему не идут. Дракула, которого снова играет Джон Каррадайн, не примечателен ничем, кроме необъяснимого воскрешения. В прошлой серии он сгорел под лучами солнца, в этой - примерно в середине фильма - подтвердил, что попытки загорать для него смертельны, но - объяснения, видимо, ниже графского достоинства. Впрочем, есть один интересный момент: снова возвращается возникший в "Доме Франкенштейна" мотив другого мира, в котором живут те, кто не живы, но и не мертвы. В данном случае сцена произвела на меня меньшее впечатление: возможно, потому, что фильм в целом настолько не вызывает доверия, что проникнуться атмосферой этого конкретного эпизода не получается. Но, в целом, это одна из лучших сцен всей картины.
Меньше всего экранного времени и больше всего проблем достались монстру Франкенштейна, которого второй раз сыграл Гленн Стрэйндж. Впрочем, это не совсем верно: на деле, чудовище здесь сыграли четыре разных актера, что создало как минимум один забавный курьез. Когда мы видим монстра, окруженного огнем - это кадры из "Духа Франкенштейна" , где чудовище сыграл Лон Чейни-младший. При этом мы видим на экране как Ларри Талбот (сыгранный тем же актером) убегает из зала и уговаривает толпу бежать от монстра. Но, таким образом, актер в этой сцене убегает сам от себя. В этой же сцене есть кадры с Эдди Паркером, дублером Чейни, в роли монстра - опять-таки, позаимствованные из "Духа Франкенштейна". Ну и, наконец, в фильме есть фрагменты из "Невесты Франкенштейна" с Борисом Карлоффом в роли все того же создания. Кстати, это не единственная "мозаичная" роль: шипящего кота сыграло как минимум три разных пушистых актера. Впрочем, эта сцена позаимствована из "Лондонского оборотня". Возвращаясь к Франкенштейну: во-первых, когда его обнаруживают в зыбучих песках, мы видим, что долгое пребывание в этой грязи, превратившее доктора Нимана в скелет, никак не отразилось на одежде чудовища. Но еще забавнее были обстоятельства съемки этой сцены: сначала актер провел три часа в гримерном кресле, а потом остаток дня - в холодной жидкой грязи, которая изображала зыбучий песок. "Все ушли на ланч, - вспоминал актер, - а пока вернулись - я так так замерз, что едва чувствовал ноги". В результате, Лон Чейни посоветовал ему греться алкоголем - и между дублями наливал виски. К концу съемок, Стрэйндж был настолько пьян, что едва мог одеться после того, как сняли костюм и грим чудовища.
Напоследок отмечу, что Лайонел Этуилл, сыгравший полицейского инспектора Хольтца, на момент съемок был смертельно болен раком - и умер вскоре после премьеры.
Отмечу, что для Дракулы, Франкенштейна и Человека-волка это последний "серьезный" фильм в серии - после этой картины выходила только пародия "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна". Есть, правда, еще один фильм ужасов, примыкающий к серии - "Женщина-волк из Лондона", скоро мы о нем поговорим. Но история Ларри Талбота, как бы то ни было, окончена на этой картине.
Словом, смотреть этот фильм или нет - решать вам: временами он забавен, временами нелеп и это определенно не лучшая часть серии. Лично я посмотрел не без интереса, но больше шести баллов из десяти у меня рука не поднимется поставить.