]]>
]]>

House of Dracula, 1945

Граф Дракула в тайне обращается к известному врачу, желая излечиться от вампиризма. К тому же доктору попадает и Ларри Талбот, по-прежнему мечтающий перестать быть Человеком-Волком.

Режиссер: Эрл С. Кентон

В ролях: Лон Чейни мл., Джон Каррадайн, Марта О’Дрискол, Лайонел Этуилл, Онслоу Стивенс, Джейн Адамс, Людвиг Штёссель, Гленн Стрэйндж, Скелтон Кнаггс, Джозеф Э. Бернард

Главное достоинство фильма - в том, что он подводит итог классической серии фильмов ужасов "Юниверсал". Правда, сделано это не без грубых ошибок - но тут уже претензии стоит предъявлять даже не сценаристам, а продюсерам фильма: уж очень им хотелось подзаработать, снова вернув на экран трех классических монстров.

Принято считать, что поздние фильмы серии были неудачными попытками "срубить бабла", но, на мой вкус, "Дом Дракулы" - единственная картина цикла, о которой можно так сказать. Начнем с того, что фильм стал прямым продолжением "Дома Франкенштейна", но вот незадача: в предыдущем фильме Человек-волк и Дракула погибли - а здесь они оказываются живы, причем без каких-либо объяснений. Знаете, такой подход несколько раздражает...

Сам по себе сюжет собран из "готовых блоков", иногда с минимальными изменениями. В ассортименте представлены ученый, который постепенно проникается желанием продолжить эксперименты Франкенштейна (правда, в данном случае, его интерес к воскрешению Чудовища вообще никак не мотивирован) - как в "Доме Франкенштейна" . Человек-волк, страдающий от нежелания выть на луну и убивать кого попало каждое полнолуние - как в любом фильме об этом персонаже, начиная с "Человека-волка". Вампир, который просит врача помочь ему вылечиться - как в "Дочери Дракулы". Есть даже горбатый помощник ученого - впервые он появился в "Сыне Франкенштейна" и с тех пор превратился в каноническую фигуру: правда, в данном случае, персонажу поменяли пол. Вместо горбуна Игоря доктору помогает горбунья Нина. Словом, с фильма по мотиву... 

Что касается основных персонажей, то никто из них, в общем-то, не получает особого развития. Ларри Талбот (Человек-волк) здесь точно такой же, как и в остальных картинах цикла - разве что первый и последний раз усы отпустил, так они ему не идут. Дракула, которого снова играет Джон Каррадайн, не примечателен ничем, кроме необъяснимого воскрешения. В прошлой серии он сгорел под лучами солнца, в этой - примерно в середине фильма - подтвердил, что попытки загорать для него смертельны, но - объяснения, видимо, ниже графского достоинства. Впрочем, есть один интересный момент: снова возвращается возникший в "Доме Франкенштейна" мотив другого мира, в котором живут те, кто не живы, но и не мертвы. В данном случае сцена произвела на меня меньшее впечатление: возможно, потому, что фильм в целом настолько не вызывает доверия, что проникнуться атмосферой этого конкретного эпизода не получается. Но, в целом, это одна из лучших сцен всей картины. 

Меньше всего экранного времени и больше всего проблем достались монстру Франкенштейна, которого второй раз сыграл Гленн Стрэйндж. Впрочем, это не совсем верно: на деле, чудовище здесь сыграли четыре разных актера, что создало как минимум один забавный курьез. Когда мы видим монстра, окруженного огнем - это кадры из "Духа Франкенштейна" , где чудовище сыграл Лон Чейни-младший. При этом мы видим на экране как Ларри Талбот (сыгранный тем же актером) убегает из зала и уговаривает толпу бежать от монстра. Но, таким образом, актер в этой сцене убегает сам от себя. В этой же сцене есть кадры с Эдди Паркером, дублером Чейни, в роли монстра - опять-таки, позаимствованные из "Духа Франкенштейна". Ну и, наконец, в фильме есть фрагменты из "Невесты Франкенштейна" с Борисом Карлоффом в роли все того же создания. Кстати, это не единственная "мозаичная" роль: шипящего кота сыграло как минимум три разных пушистых актера. Впрочем, эта сцена позаимствована из "Лондонского оборотня". Возвращаясь к Франкенштейну: во-первых, когда его обнаруживают в зыбучих песках, мы видим, что долгое пребывание в этой грязи, превратившее доктора Нимана в скелет, никак не отразилось на одежде чудовища. Но еще забавнее были обстоятельства съемки этой сцены: сначала актер провел три часа в гримерном кресле, а потом остаток дня - в холодной жидкой грязи, которая изображала зыбучий песок. "Все ушли на ланч, - вспоминал актер, - а пока вернулись - я так так замерз, что едва чувствовал ноги". В результате, Лон Чейни посоветовал ему греться алкоголем - и между дублями наливал виски. К концу съемок, Стрэйндж был настолько пьян, что едва мог одеться после того, как сняли костюм и грим чудовища.

Напоследок отмечу, что Лайонел Этуилл, сыгравший полицейского инспектора Хольтца, на момент съемок был смертельно болен раком - и умер вскоре после премьеры. 

Отмечу, что для ДракулыФранкенштейна и Человека-волка это последний "серьезный" фильм в серии - после этой картины выходила только пародия "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна". Есть, правда, еще один фильм ужасов, примыкающий к серии - "Женщина-волк из Лондона", скоро мы о нем поговорим. Но история Ларри Талбота, как бы то ни было, окончена на этой картине.

Словом, смотреть этот фильм или нет - решать вам: временами он забавен, временами нелеп и это определенно не лучшая часть серии. Лично я посмотрел не без интереса, но больше шести баллов из десяти у меня рука не поднимется поставить. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us