Дмитрий Комм - Гонконг: город, где живет кино

Дмитрий Комм - Гонконг: город, где живет кино

Полное название этой книги еще длиннее: "Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии". Некоторое время назад я уже обозревал его книгу о фильмах ужасов, которую посчитал крайне поверхностной, изобилующей странноватыми оценками и высказываниями. Честно говоря, эту книгу я открывал тоже не без намерения похихикать, но не вышло: то ли я недостаточно разбираюсь в кино Гонконга, то ли на этот раз получилась книга гораздо выше уровнем.

Если я правильно понял, то в основе книги лежит курс лекций, которые читал сам Дмитрий Комм. При этом, некоторое фрагменты книги я, похоже, уже читал где-то раньше, но не помню где. Достоинства у этой книги, несомненно, есть: в первую очередь, уже в том, что она дает общее представление о кино Гонконга и его многообразии - начиная с "нуарных" мюзиклов пятидесятых годов прошлого века и заканчивая, разумеется, фильмами о кунг-фу и боевиками Джона Ву или картинами Кар-вая. Более того: я поймал себя на ошибке - раньше я воспринимал термин "у-ся" как относящийся исключительно к фэнтези-постановкам про летучих китайцев, но оказалось, что "условно-реалистичные" фильмы типа кунг-фу боевиков, действие которых происходит в прошлом - тоже вполне подпадают под этот термин. И Дмитрий Комм совершенно правильно употребляет этот термин именно в более широком значении.

С другой стороны, даже получив базовое представление, отечественному читателю практически некуда деться: источников более глубокой и структурированной информации на русском языке просто нет. Есть, правда, еще и сайт Бориса Хохлова "Кино Гонконга", но у него, на мой взгляд, есть существенный недостаток: чтобы найти нужную информацию, там нужно точно знать, что ты ищешь.

Недостатки у книги, в общем-то, есть, причем, как ни странно для лектора и киноведа - скорее методического свойства. Ну, хорошо, периодизация более или менее задается разбиением на главы: мюзиклы в одной главе, Джон Ву в другой, а Джеки Чан в третьей. Но при этом в голове читателя все равно не возникает стройной, связанной картины. Более того, впечатление о кинематографии Гонконга все равно получается весьма расплывчатым: прочитав этот труд, читателей так и не сможет уяснить, чем же, в конечном итоге, отличаются фильмы Джона Ву и Вонга Кар-Вая, например. Более того, автор посвящает целую главу переезду кинематографистов Гонконга в США, но его трудами возникает впечатление, что американские фильмы того же Ву отличаются от китайских только тем, что в голливудских больше взрывов. Точно так же упоминая Джета Ли, уважаемый автор лаконически отмечает, что у него был имидж скорее романтического, а не комического персонажа.

Ну и, конечно, интонация, с которой это все подается способна здорово раздражать: постоянные прозрачные намеки на то, как плохо все в отечественном кино перемежаются с неумеренно эмоциональным восхвалением всего, то делают китайцы. Они и снимают лучше, и живут лучше, и архитектура лучше - во всяком случае, в Гонконге. Да, ты уже на третьей странице понимаешь, что автор - пламенный патриот Гонконга, но такие славословия - не есть атрибут хорошего лектора. Словом, субъективности у автора - хоть отбавляй: к примеру, от темы многочисленных клонов Брюса Ли, он тоже отмахнулся в паре презрительных слов, хотя интерес к этому пласту кино сохраняется до сих пор.

Ну и напоследок, момент удививший и посмешивший лично меня: отвлекаясь от восхвалений Китая и переключаясь на восхищение азиатами вообще, автор мимоходом отмечает "что касается японцев, то они хороши во всем включая порнографию". Слышать такое смелое заявление от киноведа, конечно, приятно, но жаль, что уважаемый специалист не объяснил, что именно он имеет в виду. Те образчики японского порно, которые мне попадались были либо невероятно унылыми (скажем, серия Tokyo Hot), либо больным на всю голову как "Девочка с гипертрофированными гениталиями" небезызвестного Нобору Игучи. Так что заявлять, что японцы в этой хороши я бы поостерегся. С другой стороны, если имелись в виду "пинку эйга" и прочие "роман порно", которые снимались в промышленных масштабах, то наличие слова "порно" в названии жанра еще не дает их порнографией в понимании европейца - большинство этих фильмов не выходят за рамки легкой эротики и современные сериалы, зачастую, могут предложить не менее "порнографичные" сцены.

С другой стороны, как и было сказано выше, если вы плохо разбираетесь в кино Гонконга, но интересуетесь им - эта книга может стать неплохой отправной точкой, подсказывающей, в какую сторону копать дальше. Лично я, по прочтении этого текста, пару любопытных идей в плане "а чего бы посмотреть" почерпнул.

Комментариев: 2
  1. Вот мне тоже показалось, что немалая ценность книги - в подсказках "что бы посмотреть".

    А порно надо смотреть корейское. Оно хоть и не порно (писек не показывают), а софткор, зато очень жизненное и душевное.

  2. Корейцев, каюсь, практически не смотрел. Руки не доходят, итак списки безразмерные. smile))