]]>
]]>

The Devils (1971)

Священник, временно исполняющий обязанности губернатора Лудона, препятствует сносу городских стен, который задумал кардинал Ришелье.  Настоятельница местного монастыря очень кстати обвиняет непокорного служителя церкви в колдовстве и сношении с дьяволом. Начинается судебный процесс...

Режиссер: Кен Рассел

В ролях: Ванесса Редгрейв, Оливер Рид, Дадли Саттон, Макс Эдриан, Джемма Джонс, Мюррэй Мелвин, Майкл Гозард, Джорджина Хейл, Брайан Мёрфи, Кристофер Лоуг

Фильм основан на реальных событиях, но воспринимать его как исторический было бы, по меньшей мере, наивно. Это памфлет, снятый в намеренно провокационной, подчеркнуто театральной манере.

Об этом недвусмысленно заявляет уже  открывающая сцена фильма, в которой король танцует малопристойный балет, исполняя роль богини Венеры, женскую роль.... А кардинал при этом заявляет: "Смиренно прошу разрешить помогать вам в новом представлении, где церковь и государство станут едины".  И сразу после этого начинаются титры, намекая, что последующий фильм - и есть то самое представление, организованное церковью на паях с государством. Более того: название фильма, "Дьяволы", появляется на экране написанное крупным, кровово-красным шрифтом, поперек лиц короля и кардинала. Чтоб уж никто не сомневался, кого именно Рассел именует "дьяволами".

Интересна манера представления нам главного героя: сначала мы видим его превосходным оратором и внушающим восхищение, величественным прелатом... А в следующей сцене он не просто валяется в постели с любовницей - он бросает забеременевшую от него женщину. А в следующем эпизоде: изгоняет врачей - садистов и невежд - от постели умирающей. Рассел не идеализирует персонажа, но постоянно дает его характер "в динамике", показывая с разных сторон.

Театральную условность он подчеркивает на многих уровнях - в том числе и в облике персонажей. Филиппа, вышеупомянутая брошенная любовница, расхаживает с выбеленным как театральная маска лицом. Большая часть простых горожан в сценах допросов и суда щеголяет в черных масках - это не люди, не народ, это хор греческой трагедии.

Не менее любопытны и декорации - Рассел сознательно избегал привычного по историческим фильмам антуража. Обратите внимание на дом Грандье:  священник живет в доме, где расставлены обнаженные античные скульптуры, да и сама планировка напоминает сон архитектора-авангардиста... Все эти винтовые лестницы, выход  на другой этаж как провал под землю - кстати, именно там наш священник принимает исповедь у своей будущей жены: внизу. Кстати, занимался декорациями на этом фильме никто иной как Дерек Джармен, будующий титан английского экспериментального кино.

С другой стороны, "пламенные защитники Христовы" тоже выведены без особого сочувствия. Они гротескны. Горб и искривленная шея сестры Жанны позволяют режиссеру превращать ее едва ли не в геометрическую фигуру, вписывая в окружающую среду самым причудливым образом. Но и Ришелье показан здесь, по меньшей мере, странно: его возят на коляске, хотя инвалидом он, вроде бы, не является. Физическое уродство отличает противников главного героя: любопытно, что, по средневековым воззрениями, это характерно, скорее, для слуг Дьявола. 

Одной из основ картины стал роман небезызвестного Олдоса Хаксли, автора наркоманской библии "Двери восприятия" - и, судя по отзывам, идейное содержание книги и фильма, как минимум, близко. Эта документальная хроника издавалась и на русском, так что, возможно, я к ней еще вернусь. В России фильм иногда склонны воспринимать как выпад против религии вообще или, хотя бы, христианства в частности. Это не совсем так: основа "Дьяволов" - противостояние католиков и протестантов, для западного мира до сих пор актуальное: помимо чисто религиозного аспекта, это две этические системы, оказавшие большое влияние на современную культуру Запада. В фильме Рассела главный герой вступается, в том числе, и за протестантов, отстаивает веротерпимость - а психопаты, которые его мучают, противостоят этим либеральным взглядам и вызывают откровенную брезгливость и даже ненависть у зрителя. Но, даже поддаваясь на рассчитанное, практически гениальное манипулирование Рассела, не стоит забывать, что в реальности и протестанты тоже не были ангелами. Фильм - политическое высказывание, обладающее огромной художественной силой. Хотя - отчасти я согласен: фильм действительно наводит на размышления о сущности самого христианства. Другой вопрос, что в планы автора это могло и не входить.

Что же касается непосредственно темы демонической одержимости, то ни малейшего мистического налета в ее трактовке Кеном Расселом нет. Происходящее с монахинями четко показано как массовая истерия на почве подавленной сексуальности - именно такую трактовку предпочитает большинство ученых, говоря о большинстве случаев охоты на ведьм: не только лудонском, но и салемском процессе, например. Другой вопрос, что, как и говорилось выше, эту истерию использовали в политических играх. 

В нашей стране, насколько мне известно, этот фильм никогда официально не издавался, но по ТВ его показывали: существует, как минимум, два его перевода на русский язык, включая многоголосую озвучку. Умельцы даже поработали с изданиями фильма на dvd, прикрутив существующие переводы. Тем не менее, даже западные издания предлагают этот фильм в несколько урезанных версиях: в частности, в большинстве вариантов отсутствует сцена изнасилования Христа. В конце фильма предполагался так же эпизод в котором сестра Жанна мастурбирует костью отца Грандье - но эта часть фильма, похоже, не сохранилась вовсе.

Самое интересное, что, при всех цензурных разборках, сам фильм сделан довольно сдержанно: эротики в фильме значительно меньше, чем могло бы быть, да и сцены пыток на экране практически не показаны.  "Дьяволы" Кена Рассела, скорее, психологически давят на зрителя, чем демонстрируют какие-то физиологические ужасы. Разумеется, для цензуры и бешеных клерикалов это не аргумент. 

Купить фильмы Кена РасселаКупить фильмы Кена Рассела
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us