Десять негритят, 1987
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Александр Абдулов, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Алексей Золотницкий, Анатолий Ромашин, Владимир Зельдин, Десять негритят, Ирина Терещенко, Людмила Максакова, Михаил Глузский, Станислав Говорухин, Татьяна Друбич
Ten Little Niggers (1987, USSR)
Десять человек на отрезанном от суши острове оказались в ловушке, подстроенной маньяком: он намерен наказать их за преступления, за которые не мог покарать суд.
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин, Людмила Максакова, Михаил Глузский, Алексей Золотницкий, Ирина Терещенко, Александр Абдулов
Если говорить коротко, то все, что в этом фильме перешло из гениального романа Агаты Кристи - осталось гениально. Практически все, что "привнес" Станислав Говорухин - только к худшему.
Достоинства у фильма есть: изысканные интерьеры, красиво снятые пейзажи. С актерскими работами не все так просто, но и здесь есть удачи.
Есть пара любопытных случаев заметного несовпадения между экранным образом и книжным прототипом. С одной стороны, грех жаловаться на Александра Абдулова - его персонаж в романе был значительно менее обаятелен. Как бы то ни было, роль получилась короткой, но обаятельной. А вот, к примеру, генерал Макартур в книге мне представлялся человеком, который ведет себя с большим достоинством - а не тем старым скандалистом, которого сыграл Михаил Глузский. Еще хуже вышла Эмили Брент - вместо суховатой религиозной фанатички, которая выглядит безобидно, но оказывается страшной - на экране предстает типичный совковый завуч, сыгранная Людмилой Максаковой. Вообще печать совка сильнее всего сказалась именно на этих двух персонажах, отставном военном и старой деве - и трактовка персонажей чуть-чуть поменялась. Макартур в книге даже вызывал некоторое сочувствие, которого не заслужил вздорный пенсионер с соседней лавочки, представший на экране. Но - обратите внимание - в сцене, где он разговаривает на берегу с Верой, материал, созданный Агатой Кристи пересилил режиссуру: на миг перед нами предстал почти тот же персонаж, которого создала писательница.
Самое заметное отличие, за которое, тем не менее, Говорухина грех ругать - Татьяна Друбич в роли Веры. В книге это была обычная, живая, немного приземленная девушка. На экране предстала немного странноватая девушка с ярко выраженной, полудетской сексуальностью - в этом отношении она временами напоминала Хлою Грейс Морец. Тем не менее, одна из самых сильный ролей и главных удач фильма - именно Друбич. Хотя Говорухин и здесь не мог не вставить свои "пять копеек": заставил героиню переодеваться на экране, а потом полуголой завалиться в комнату к мужчине - со вполне понятным результатом. Героиню, которая в романе держится весьма целомудренно - на экране грубо поимели, то ли соблазнив, то ли изнасиловав, грань там получилось тонкой. Причем, никакой особой эротики на экране, тем не менее, показано не было - и к чему тогда было вводить этот мотив?
В плане стилистики нельзя не отметить два момента: во-первых, нам показывают на экране убийцу - точнее, черные перчатки, в которых он орудует. И, разумеется, это явное визуальное заимствование из джиалло, в те годы отечественному зрителю не слишком известного жанра. А во-вторых - ритмика: вместо стремительной книги на 150 страниц мы получили двусерийный фильм на два с небольшим часа, действие которого иногда кажется подчеркнуто медленным. Впрочем, возможно, таким образом режиссер пытался создать ощущение "английскости".
Что было совершенно точно лишним, так это попытки сыграть на поле мистики и фильмов ужасов: фрагменты, в которых, персонажам являются видения, посланные их нечистой совестью - жутчайшая чушь. Когда эти видения приходят к религиозной фанатичке или человеку, который бестрепетно оставил умирать кучу "дикарей" - это уже не хирургическая точность Агаты Кристи, это горячечный бред Достоевского.
Хуже всего режиссер обошелся с преступником - и да, ТУТ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ. Во-первых, что за чушь судья несет в эпилоге? "Высшая форма правосудия - покарать себя" - вы у кого списали этот бред, Говорухин? Судья вообще был невиновен до приезда на остров: тот, кого он отправил на казнь, переубедив присяжных - действительно был преступником, хотя доказательства нашли уже после процесса. В книге это прямо сообщается - более того, свою невиновность судья считает одним из ключей к разгадке преступления.
Ну и самое главное: разве можно настолько беспощадно сливать финал? Гениальная концовка, одна из лучших за всю историю жанра - смазана парой секунд, вклеенных не туда. В романе мы узнаем как Вера повесилась - и все. Не осталось никого. Так кто же убийца? И только потом, в эпилоге, после приезда на остров полиции - нам дают прочесть признание судьи, которое становится шоком. Здесь же судья поднимается на наших глазах - еще до того, как повесилась Вера... И все. Загадка ясна - а детали уже не так важны.
Все можно простить этому фильму - даже тупоумно-вычурные сцены видений, но за такие сливы надо гнать из профессии. В целом - для своего времени это был хороший фильм, но годы не были к нему милосердны. Лучше перечитать книгу.