]]>
]]>

Парочка влюбленных, Барбара и Пауль, выброшена штормом на берег неподалеку от рыбацкой деревушки. Неожиданно Барбара исчезает и Пауль отправляется на поиски. Ему предстоит правду об этом городе и его жителях - и эта правда окажется страшнее любых предположений.

Режиссер: Стюарт Гордон

В ролях: Эзра Годден, Франсиско Рабаль, Ракель Мероньо, Макарена Гомес, Брендан Прайс, Уксия Бланко, Ферран Лаоз, Альфредо Вилья, Эзра Годд

Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh wgah'nagl fhtagn!
Фтагн Ктулхуславные!

За сим вступлением - начинаем рецензию на лучшую экранизацию Говарда Филлипса Лавкрафта, по совместительству - один из самых любимых мной фильмов и один из самых недооцененных фильмов в истории кино.

Этот фильм внутри несколько больше, чем снаружи, вот только чтобы проникнуть в эту глубину - нужны некоторые ключи, которыми не все догадаются воспользоваться.

Первое - забудьте про жанр "ужасы" и вспомните, что пресловутый "хоррор" - не более, чем частный случай "фэнтези". А заодно уж вернемся к определению Толкина о том, что лучшие волшебные истории рассказывают о столкновении человеческой природы с нечеловеческой. Судя по этому определению, Лавкрафт всю жизнь писал чистокровное фэнтези. Герой ГФЛ - человек, застигнутый нечеловеческой сущностью Вселенной, и понявший, что вся цивилизация - не более, чем тонкая пленка на поверхности бушующего Хаоса.

Посмотрите теперь, как четко в фильме передана сама динамика погружения человека в нечеловеческое, в изначальный Хаос... В начале Пауль просто пытается решать нормальную проблему нормальными методами: ходит, расспрашивает... И все это на мрачных, погруженных в синеватые сумерки и нескончаемый дождь улицах Инсмаута (даром, что в фильме он назван иначе). Вскоре он поймет, что столкнулся с чем-то чуждым человеческой природе - и для него начнется второй этап погружения во мрак.

Кульминацией этого этапа (да и фильма в целом, во многом) является сцена, оттолкнувшая не меньше зрителей, чем сцена отрезания уха в "Бешеных псах". Герои уже поняли, что оказались в руках последователей нечеловеческого культа - и с одного из героев на глазах у остальных заживо сдирают кожу. Графически эта сцена насилия выполнена на высочайшем уровне, спецэффекты грима действительно тошнотворны, но для зрителя эта сцена практически невыносима по другой причине, чисто психологической. Здесь достигает пика противостояние люди - нелюди. И когда люди заживо прощаются со своим собратом, читая над ним погребальную молитву.... В этот момент, за просмотром кровавого фильма ужасов, ты ощущаешь неистовую гордость за то, что ты - человек. При всем моем резком отношении к христианству - здесь слова молитвы не вызывают у меня отторжения. Звенящая в них гордость явно древнее и могущественнее этой религии, если не всех религий вместе взятых.

Но и это не последний пик ужаса в фильме - как и полагается, самый сильный удар прибережен напоследок, так что будет спойлер. Человек, прошедший сквозь этот ужас, обнаруживает, что он сам причастен к этим чудовищам. Более того, он чувствует, что зов этих чудовищ отзывается у него в крови: он действительно понимает свою нечеловеческую природу. Вот именно в этом и состоит настоящий кошмар и высокая трагедия этого фильма - не знаю, удалось ли мне хотя бы отдаленно объяснить в чем там суть.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4