]]>
]]>

Alien, 1979 (theatrical cut)

Alien, 1979 (theatrical cut)

Команда корабля "Ностромо" была разбужена раньше времени. Они должны обследовать объект, с которого доносятся сигналы - возможно, это признак разумной жизни. И они действительно обнаружат инопланетянина, но радоваться этому не придется...

Режиссер: Ридли Скотт

Автор сценария: Дэн О’Бэннон

В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт, Яфет Котто

По количеству обсуждений, статей, книг и дополнительных материалов это один из самых задокументированных фильмов в истории фантастики как минимум, если не кино вообще. О нем сказано столько всего, что вряд ли можно отметить что-то новое. Собственно, даже на этом сайте уже есть беглый обзор тетралогии, написанный приглашенным автором. Тем не менее, лично я последний раз этот фильм пересматривал - так уж сложилось - лет двадцать назад, так что теперь, пересмотрев в совершенно ином контексте, кое-что для себя отметил.

Alien, 1979 (theatrical cut)

Во-первых, не смотря на то, что этот шедевр Ридли Скотта относят к фильмам ужасов, я бы сказал, что это чистейшая научная фантастика - причем той степени чистоты жанра, которая сейчас уже не встречается. Суть фильма не в том, чтобы напугать, показывая инопланетную тварь, а в том, чтобы рассказать, как люди ведут себя, столкнувшись с ней. Что не противоречит элементам фильма ужасов, разумеется, но они далеко не главное в картине.

Alien, 1979 (theatrical cut)

К слову, если уж говорить об ужасах, то пересматривая сейчас, когда я в общих чертах помню сюжет фильма, но никак не методы его художественного воплощения, поражаешься, сколько "новаторских" приемов современного хоррора можно здесь обнаружить: это и съемка субъективной камерой (Рипли бежит по коридору, мы "смотрим" ее глазами) и показ "документальных кадров" с мониторов и камер наблюдения. Но, Ридли все это использует очень точно и дозировано, в отличие от современных "новаторов".

Более того: я не уверен, строго говоря, что этот фильм стоит считать триллером. У него густая атмосфера и когда-то, верю, сцены преследования твари могли не на шутку пугать - но сейчас "Чужой" работает на совсем другом уровне. Чего стоит только начало фильма, примерно четверть часа, в течении которой даже диалогов нет - виды космоса, интерьеры корабля, сцены пробуждения космонавтов. Зато мы постепенно врастаем в сам этот мир, начинаем дышать его ритмом.

Запоминается, к слову, опять-таки не борьба с Чужим, а, прежде всего, несколько ключевых сцен: знаменитое "рождение твари", эпизод, в котором обнаруживается истинная сущность Эша и последующая беседа с ним ну и.. пожалуй, трусики Рипли в финале. К слову, образ Сигурни Уивер здесь весьма любопытен: ее не назовешь красавицей и сексуальность актрисы практически никак не подчеркивается. Но сам "Чужой" это просто история о том, как обычная женщина, рядовой член команды, выстояла там, где погибли все остальные. И, в результате, досматривая фильм ты уже жалеешь, что Скотт так и не показал на экране любовную сцену с ее участием или что не нашел своего воплощения замысел устроить ее поединок с Чужим в обнаженном виде...

Alien, 1979 (theatrical cut)

Если говорить о Чужом, непосредственно об инопланетянине, то его внешний облик за прошедшие годы настолько вошел в плоть и кровь массовой культуры, что практически не удивляет сам по себе. Но зато, пересматривая фильм, я был потрясен тем, насколько впечатляют кадры кораблей, летящих в космосе, да и сам пространство внутри них. Оно обжитое, оно смотрится не только что построенной декорацией, а местом, где и правда довольно долгое время персонажи жили - и сделано это все невероятно интересно. С точки зрения дизайна, единственное, чем фильм способен насмешить современного зрителя, так это вездесущие лампочки и сами мониторы, которыми пользуются персонажи. С другой стороны, почти четыре десятка дет назад было бы сложно адекватно представить себе нынешнюю компьютерную технику - так что это даже недостатком не назовешь: просто милая особенность фантастики того времени.

В целом: довольно необычный и до сих пор производящий впечатление фильм, который с годами стал "не тем, чем казался на первый взгляд". Он не страшный, не особенно напряженный, но в нем есть что-то, что сложно уловить на первый взгляд, что-то, что не удавалось скопировать потом. Этот фильм стоит обдумать и рассмотреть подробнее, так что, я надеюсь, я не раз еще вернусь к его обсуждению - в конце концов, впереди еще столько вкуснейших дополнительных материалов. И, кстати, еще одно непредсказуемое изменение, которое вносит новые контексты для современного зрителя: вы же заметили, что одну из главных ролей здесь играл Иэн Холм, Бильбо из "Властелина колец"?

Alien, 1979 (theatrical cut)

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us