Черное зеркало, второй сезон

]]>
]]>

Black Mirror (season 2)

Девушка теряет возлюбленного и решает заказать его копию, на основе данных, оставшихся от этого человека в сети.... Девушка просыпается непонятно где, она ничего не помнит - и неожиданно понимает, что на нее идет охота....Комик-неудачник, озвучивающий мультяшного медведя, оказывается вовлечен в политическую компанию.

В ролях: Хэйли Этвелл, Домналл Глисон, Ленора Кричлоу,  Тобиаш Мензес, Джейсон Флеминг, Таппенс Мидлтон

Второй сезон по-прежнему пытается нас пугать - а нам не страшно, пережевывает с умным видом позавчерашние банальности и не содержит ни одной действительно интересной серии, в отличие от первого

Первый эпизод, в кратком пересказе, сводится к тому, что девушка, после смерти своего возлюбленного, начинает общаться с ботом, запрограммированным реагировать так же, как ее парень - на основе его общения в сети. Во-первых, вы же понимаете, что для многих людей разница между сетевым общением и личным - просто огромна? А во-вторых, людей, способных общаться с ботами, зная, что это боты.... Таких я слабо представляю даже в анекдотах, не то, что в фильме, претендующем на серьезность. Даже если это навороченный и сложный бот. 

После этого наша героиня заказывает себе резиновую куклу в форме погибшего парня. Кукла, правда, продвинутая: она способна имитировать его манеру речи, например, на основе сохранившихся в сети видеозаписей. Применив резиновую куклу по назначению и некоторое время с ней побаловавшись, девка предъявляет ей претензию: ты - не человек, ты - резиновая кукла. А она с самого начала этого не знала?

Словом, набор банальностей и попытка имитации психологии. Если уж говорить об отношениях человека и машины, то эта тема раскрывалась десятки раз, причем с гораздо большим блеском - вспомним, хотя бы Рэя Брэдбери с его "Электрическое тело пою" или Филипа Дика с "Мечтают ли роботы об электроовцах". Первое произведение - безумно трогательный и умный рассказ, в романе Дика, к тому же, была затронута и тема психологического воздействия на человека секса с роботом. Обе книги написаны, когда гении, снявшие эту историю о тупоумной  истеричке еще и не помышляли о своем "шедевре".

Вторая серия любопытна своей завязкой и актерами - девушка в камуфляже (Таппенс Мидлтон, известная по "Чату"), которая приходит на помощь главной героине, получилась любопытнее ее самой. А вот разгадка ситуации, мягко говоря, разочаровывает.

Во-первых, создатели фильма не потрудились хоть сколько-нибудь прописать мир, в котором все это происходит. Насколько законно то, что творят с героиней? Насколько эта практика распространена? А ведь это достаточно важные вопросы для нашего понимания ситуации. К тому же: жизнь человека в эпоху продвинутых технологий, технологии, которые изменили нашу жизнь... Где здесь вы видите заявленную тему? Охота на человека, превращенная в шоу? Да бросьте, это одна из древнейших тем эскплотейшн - начиная, хотя бы с "Бегущего человека" с молодым Шварценеггером. 

А во-вторых, единственный действительно важный аспект серии создатели толком даже не затронули: воздействие этого шоу на людей. Для нормального человека пытки и убийства находятся за "барьером", который ему не так-то просто пересечь. Шоу, вроде того, которое показано в этой серии, размывает этот моральный запрет, создает новые границы допустимого. Вполне возможно, что поклонники шоу начнут реагировать схожим образом на обычные обиды в повседневной жизни - но об этом в серии ни слова. Опять-таки: мотивация преступника вам была ясна? Лично мне - нет, не очень, а это тоже важно.

Ну, то есть важно, если мы рассказываем историю, а не хотим создать видимость некой философии и метафоричности. 

Ну и, наконец, третья серия.... То ли авторы эпизода сами не очень поняли, что хотели сказать, то ли это их обычное состояние... Но, во-первых, серия разваливается на два, не очень-то пересекающихся мотива. 

Первая - история о мультяшном персонаже, который вмешивается в большую политику. Здесь авторы "не дожали" один простой момент: статус комика. То ли вы метили в "Симпсонов" - шоу, которые прикидываются глупыми, но при этом могут содержать любопытные мысли и острые комментарии. То ли подразумевалось нечто вроде "Бивиса и Батхэда" - временами смешное, но в целом туповатое и недалекое. Если уж говорить о матерящихся медведях, то тот же "Третий лишний" - на порядок умнее, талантливее и остроумнее во многих репликах. В "Черном зеркале" я так и понял: нам пытались показать, что главный герой относится к первому типу или ко второму? Особенно остроумными - или, хотя бы, просто умными - его выступления мне не показались и, честно сказать, политические оппоненты голубого медвежонка и, особенно, девушка - смотрелись гораздо вменяемей и достойнее. Кстати, его главного противника играет Тобиаш Мензес - исполнитель сразу двух ролей в крайне примечательной "Чужестранке"

Вторая проблема прямо вытекает из первой: наш герой начинает бунтовать и отказывается следовать указаниям начальства. Но тут же узнает о том, что права на персонажа принадлежат не ему, и вообще заменить его проще простого. Это и есть проблема: поскольку нам непонятно, насколько умным и талантливым замышлялся герой, то неясно и как "считывать" произошедшее. То ли нам пытались рассказать историю о талантливом человеке, которого использовали и выкинули - это бы отчасти объясняло нагнетаемый пафос... То ли все-таки, это история о зарвавшемся мудаке, которому указали его истинное место - на помойке. Из того, что показано на экране, вторая версия мне кажется более правдоподобной. 

И еще один момент: я правильно понял из этой серии, что в Англии можно публично материться на улицах, по телевидению - и англичане будут считать, что это остроумно, а не убого и неприлично? Мое представление об англичанах здорово отличается то того, что нам показали авторы серии. Я не против мата в принципе, если нам показывают логово гангстеров или негров-рэперов, то там такая лексика уместна. Но на обычной английской улице или во время политических теледебатов? Ааа, я понял: это еще один признак глубоко метафоричной антиутопии, да?

Словом, кто бы что ни говорил, но на мой непросвещенный вкус, "Черное зеркало" - худший, из виденный мною в прошлом году сериалов, как я и писал, подводя итоги киногода. И, надеюсь, я сумел объяснить почему.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us