]]>
]]>

Jaws, 1975

Jaws, 1975

Большая белая акула появляется возле пляжей небольшого городка, угрожая не только сожрать нескольких человек, но и сорвать весь курортный сезон. Местного шерифа попросили утихомириться и не срывать окружающим бизнес... Вот только договориться с самой акулой как-то забыли...

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон, Карл Готтлиб

За долгие годы об этом фильме сказано столько всего, что сказать что-то еще довольно сложно, но я попробую. Так уж получилось, что раньше я этот фильм целиком не смотрел, а теперь вдохновившись на знакомство с зоохоррором в части фильмов об акулах - решил, как методичный человек, начать с истоков.

Итак, знаменитый триллер, первый "летний блокбастер", первый прорыв Спилберга, который тогда еще не был настолько уважаем, как режиссер... Родоначальник указанной ветви зоохоррора, в конце концов, которая цветет и плодоносит до сих пор. Если смотреть на него свежим взглядом, без примеси ностальгии по тому испугу, который испытал подросток, то выясняется сразу несколько интересных аспектов.

Во-первых, он отчетливо делится на три части: пролог и две основные. При этом к триллеру как таковому относится разве что пролог. Поставлено здесь все очень грамотно: зрителя цепляют на обещание эротической сцены (ночного купания), но одновременно, настраивают и на то, что может произойти что-что зловещее. Основная часть эпизода разбавлена еще и комическими выходками парня, который слишком пьян, чтобы раздеться и зайти в воду. Обратите внимание, что Спилберг обманывает ожидания зрителя, причем сразу в двух направлениях. Нам не показывают толком ни обнаженной девушки, ни ее жуткой гибели.... Но ощущение опасности, которым будет пропитан весь остальной фильм, создать удалось.

Как бы то ни было, после этого начинаются основные части фильма и мы понимаем, что это никакой не триллер, а ... производственная драма. В первой части фильма нам рассказывают о трудностях шерифа, который пытается вразумить местных "бизнесменов", во второй - об особенностях и сложностях рыбной ловли в применении к гигантским акулам. Кстати, забегая вперед, размеры акулы более-менее совпадают с максимальными зарегестрированными, но на практике даже большая белая обычно меньше примерно на треть.

Возвращаясь к производственной драме: по сути, акула здесь служит этаким "макгаффином", по всем заветам Хичкока - будь причина конфликта какой-то другой, суть его не поменялась бы. Интересен и еще один аспект: Спилберг тщательно выстраивает противостояние, но сглаживает его острые углы, как и положено гению блокбастеров - даром, что этот вид кино зародился именно с "Челюстями". Здесь есть несколько интересных моментов: во-первых, присмотритесь к ученому-океанологу - у него борода. В те годы борода у мужчины была, скорее, признаком бунтарства и хиппизма, чем респектабельности - обратите внимание, что большинство остальных героев гладко выбриты. Если я правильно помню, то у кого-то из режиссеров Нового Голливуда даже прозвище было "Борода" - то ли у самого Спилберга, то ли у Копполы. При этом ученый, едва появившись, начинает свариться со старым алкашом-рыболовом, но в конце концов выясняется (в сцене, где они друг другу ранения показывают), что общего между ними немало. Точно так же и сам шериф, сколько бы не ругался с мэром, в конце концов слышит от него: "У меня на том пляже тоже были дети" - и понимает, вместе со зрителем - что это вовсе не законченный и бездушный злодей, каким этот персонаж мог бы оказаться в другом фильме.

Единственное, пожалуй, с чем Спилберг прокололся - и то только с точки зрения современного зрителя - это в сцене, где наш старый мореход признается, что лично он был среди тех, кто отвез бомбу в Хиросиму. Понятно, что суть этой сцены в другом - в раскрытии отношения персонажа к акулам, в описании ощущений человека, который подвергся их нападению. И в этом отношении сцена гениальна... Но, для современного положительного героя было бы немыслимо гордиться тем, что он имел отношение ко взрыву Хиросимы.

Что касается триллерной составляющей, то она сделана умело, но обсуждать ее не очень интересно: все сделано по канонам Хичкока. Самое показательное здесь - знаменитая сцена на пляже. Про Хичкока говорили, что это единственный режиссер, который способен напугать просто показывая бутылки с бордо. Спилберг устраивает похожий фокус: самая страшная часть фильма - та, где в кадре видно только пляж и загорающих. Мы не видим акулы, мы не уверены, что она вообще рядом, но мы знаем, что она может там быть - и это самое страшное. Потом, когда начинается паника и даже когда акула действительно появляется у "пруда" - напряжение есть, но вот страх улетучивается.

Но стоит отметить, что, в отличие от многих современных фильмов, эффект "бу" у Спилберга таки срабатывает даже на современном зрителе, будь то появление трупа в иллюминаторе или мелькание акулы за спинами героев.

Словом, на мой взгляд, прекрасно сохранившийся фильм, "работающий" до сих пор и, возможно, одна из моих самых любимых работ Спилберга. Хотя, как мне кажется, основные его достоинства лежат вовсе не на территории хоррора.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2