Бладрейн, 2005
BloodRayne
Румыния, 18 век. Рейн, полукровка - наполовину человек, а наполовину - вампир. Причем ее отец - вампир изнасиловал, а потом и убил ее мать, на глазах у спрятавшегося ребенка. И теперь Рейн жаждет мести, но ее отец - один из самых могущественных вампиров. При помощи охотников на вампиров, Бладрейн пытается собрать три могущественных талисмана, когда-то оставленные вампиров Белиаром - надеясь, что они помогут убить отца.
Режиссер: Уве Болл
Спецэффекты: Олаф Иттенбах
В ролях: Кристанна Локен, Майкл Мэдсен, Мэттью Дэвис, Уилл Сэндерсон, Джеральдин Чаплин, Удо Кир, Мит Лоуф, Майкл Паре, Билли Зейн, Мишель Родригес, Бен Кингсли
Более всего этот фильм знаменит, пожалуй, эротической сценой с участием Кристанны Локен, фото из которой можно посмотреть здесь. Кстати, поговаривают, что актеры действительно занялись любовью перед камерой, но судить так это или нет - довольно сложно, их показывают строго выше пояса. Впрочем, у фильме есть и другие достоинства.
Уве Болл, вероятно, самый проклинаемый критиками режиссер в обитаемой части вселенной. При этом, на мой взгляд, проклинаемый незаслужено: некоторые его фильмы хороши без оговорок, некоторые - смешны до истерики, а некоторые можно просто с удовольствием смотреть. Как, например, "БладРейн".
Первая претензия, которая предъявляется к фильму - то, что экранизация весьма далека от первоисточника, культовой компьютерной игры. Ну, сюжет сценарист и правда придумал свой (причем, обратите внимание Уве к сценарию никакого отношения не имел) - перенеся героиню в другую часть света и на пару столетий назад. Но, согласитесь, это еще не самая большая вольность в истории экранизации компьютерных игр. Когда появился омерзительный сериал "Смертельная битва: Наследие" Кевина Танчароэна - почему-то все радостно повизгивали и закрывали глаза на то, что к канону игр ни один персонаж этой гадости не имеет ни малейшего отношения. А все потому, что Танчароэн снимал в русле господствующих трендов своего жанра - а Уве Болл в разрез с ними.
По отношению к игре, наоборот, Болл был довольно внимателен: в фильме мы видим знакомый по игре костюм, клинки, характер движений. Посмотрите, как Рейн в начале запрыгивает на свою жертву - в игре вы не раз увидите нечто подобное. Более того - Уве позаботился о том, чтобы рассказать о происхождении костюма (Рейн держали в бродячем цирке - оттуда и манера одеваться) и мечей, которые не назовешь обычными. Лично мне эти небольшие детали, рассчитанные как раз на любителей оригинала, а на на школоту, обожающую орать не по делу - очень понравились.
Возвращаясь к вышеупомянутым трендам: сейчас в кино идет отчетливый курс на гламуризацию вампиров: все эти бледные и изящные "Блэйды" и прочие "Другие миры", с видом от кутюр и картинкой от блокбастера... Именно такого публика ждет от современного вампирского фильма. А "БладРейн" выглядит совершенно иначе... Средневековье вместо современности - так еще и на редкость неприглядное: грязные, мрачные улочки, грубо выглядящие люди. Даже актрисы - а в главных ролях здесь Кристанна Локен и Мишель Родригес - и те выглядят коренастыми, довольно грубыми тетками, не слишком привлекательными внешне и неженственно двигающимися. Проще всего, конечно, списать на то, что это Уве Болл не умеет снимать, даже заполучив в картину привлекательных актрис, но...
Есть в фильме эпизоды, которые не вписываются в эту версию. Это сцена, в которой Рейн, уже попавшая в школу охотников на вампиров, выходит потренироваться сама по себе, ночью. Вот здесь она начинает выглядеть пластично, выразительно и просто завораживает. Вполне красиво сняты и поединки Рейн с героиней Родригес, и финальный бой с отцом. Значит, Уве не столько не мог, сколько не хотел "сделать красиво", не собирался романтизировать средневековье в угоду традиции.
К тому же фильм чересчур кровав и натуралистичен - как ни странно говорить это о вампирском фильме. Но по современным меркам кровь, конечно, должна литься, и можно даже фонтаном, но изящным... Здесь же разрубают тела пополам, выпускают кишки, сносят головы - не зря этими эффектами занимался Олаф Иттенбах, легендарный немецкий режиссер, чьи фильмы ужасов неоднократно запрещались - именно за кровавые и натуралистичные сцены, насколько я понимаю. Правда, надо оговориться,что все эти радости доступны только в полной версии фильма, а в России, например, она не издавалась, насколько я понимаю.
Ну и последнее, дополняющее картину натуралистично кровавого и лишенного привычной гламурности фильма. Абсолютно все, когда-либо писавшие об этом фильме "знатоки", упрекали его в отсутствии актерской игры - и это не смотря на то, что подбору актеров здесь позавидуют и иные блокбастеры. Никто из них не поставил прямой вопрос: почему? Не может ли это быть частью режиссерского замысла? В самом деле, чего тут думать - просто Уве Болл снимать не умеет, ага. А вы присмотритесь к нюансам в поведении того же Бена Кингсли, сыгравшего отца БладРейн - да, он практически не проявляет эмоций, но, если беспристрастно всмотреться в его героя - вы различите огромное напряжение и самоконтроль под этой спокойной поверхностью. И передать это ощущение рядовой актер, пожалуй, и правда не смог бы.
На мой взгляд, как раз такие, не проявляющие эмоций персонажи идеально вписываются в нарисованный режиссером мир.
Купить "Бладрейн" особого труда не составит - есть даже симпатичное издание первых двух картин на двух блюреях. Насколько я понимаю, бонусов нет ни на одном издании - но и на зарубежных изданиях мне попадались только комментарии.