Бездна, специальное издание

]]>
]]>

The Abyss, 1989

Подводная лодка с грузом ядерного оружия на борту затонула на большой глубине. Теперь штатским подводникам вместе с военными предстоит выяснить, что произошло и попытаться нейтрализовать боеголовки. Но возникли дополнительные сложности...

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В ролях: Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио, Майкл Бин

У меня очень долго не доходили руки до этого фильма Кэмерона и теперь, наконец посмотрев его целиком, я понял, в чем дело. Вопреки расхожему мнению, это никакая не классика научной фантастики - фильм вообще довольно неровен и, честно сказать, примитивен. Он состоит из двух, произвольно склеенных частей, которые откровенно мешают друг другу. 

Его первые две трети это обстоятельный, достоверный и даже слишком подробный производственный роман о нелегкой работе подводных спасателей. Для придания дополнительного драматизма, в сюжет вплетены, с одной стороны, любовная история, с другой - триллер про военного-параноика, который того и гляди разнесет все вокруг. В принципе, если бы Кэмерон на эом и остановился и поумерил эпический хронометраж - получился бы проходной, но вполне смотрибельный фильм. Но нет - примерно в последней трети разбросанные по фильму намеки раскрываются в полной мере: оказывается, здесь еще и инопланетяне орудуют. Далее, чтобы серьезно обсудить фильм, естественно будут ОГРОМНЫЕ СПОЙЛЕРЫ.

Как раз эта часть фильма, насколько я понимаю, чаще всего вызывает восхищение и обожание, но я искренне не понимаю почему: это не научная фантастика, здесь четко прослеживаются сюжетные ходы, типичные для аниме. Подводники, столкнувшись со змеей из воды впадают в детский восторг и бегают за ней по всему кораблю, радостно тыкая в нее пальцами. Не напоминает ученых из "Прометея" и облапанный ими инопланетный член? Дальше-больше: инопланетяне готовы уничтожит все человечество, подняв огромные цунами. Персонажу Эда Харриса они даже объяснили свою позицию: человечество творило сущие кошмары всю свою историю, а теперь у них есть ядерное оружие. Что сделает с ним человечество и не проще ли принять превентивные меры? В целом, позиция очень логичная, но далее включается "режим аниме" - инопланетяне прочли трогательную записку героя и передумали уничтожать человечество. Ей-богу, так и напоминает бесконечных большеглазых девочек, чьи трогательные песенки способны заставить злодея устыдиться, заплакать и передумать. Такое ощущение, что Кэмерон выписывал эти сцены с кошачьими ушками на голове, ожесточенно крича при этом: "Ня!"

Символично, кстати, что этот фильм, рассказывающий о супружеской паре, которая чуть не развелась, но чья любовь помешала инопланетянам уничтожить людей, Кэмерон снимал вместе со своей второй женой Гейл Энн Хёрд. Так вот, в год выхода фильма они решили развестись, так что жизнь не стала имитировать искусство - во всяком случае, не в этот раз. 

При этом, фильм в целом не безнадежен, в нем есть несколько очень сильных сцен, а игра актеров великолепна. Эпизод, в котором добровольно тонет, а потом воскресает героиня Мэри Элизабет Мастрантонио  - действительно цепляет и пробирает до глубины души. Или тот кусок, когда мы понимаем, что персонаж Эда Харриса добровольно пошел на смерть - именно тогда он пишет записку, которую позже с "няканьем" опошлит сценарист и режиссер. Вообще к актерской игре не придраться, особенно, если знать, чего эти съемки им стоили: нервные срывы у Мастрантонио и Харриса, практически все актеры делали сами, а не передоверяли каскадерам. Во время съемок одной из сцен, актер и вовсе едва не утонул из-за технических накладок. Не зря съемочная группа носила майки с надписями в духе: "Жизнь - бездна, а потом ты умираешь". Впрочем, кажется, при работе у Кэмерона это почти традиция. 

Забавная особенность фильма в том, что в нем можно найти "черновые наброски" к другим картинам. Про неожиданное сходство с одним из самых порицаемых эпизодов "Прометея" я уже говорил. Немало перекличек с "Титаником" - от схоже выглядевших сцен затопления лодки до руки, которая неожиданно ударяет по стеклу иллюминатора. А сам дизайн инопланетян позже отзовется в великом "Аватаре". 

Словом, посмотреть этот фильм, наверное, все-таки стоит, у него есть свои достоинства - хотя и не те, о которых обычно говорят защитники картины. Но в целом, для Кэмерона это - один из худших фильмов в карьере.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us