Анджей Сапковский - Сезон гроз

1 декабря 2015 г.Просмотров: 1859RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Andrzej Sapkowski - Sezon burz, 2013

Andrzej Sapkowski - Sezon burz

Не успел ведьмак прийти в город, как на него наехала стража, потом его арестовали и отдали под суд, а потом выпустили под залог, внесенный доброжелательницей - местной представительницей колдовского сообщества. С другой стороны, под суд Геральта отдали по ее же навету. Итак, колдунам что-то от ведьмака понадобилось... А тут еще и любимые мечи украли...

Для начала - немного о том, что такое "Ведьмак" вообще и как относится к нему эта книга. В 1993 году молодой польский писатель написал "Последнее желание" - сборник рассказов в жанре фэнтези, в котором удачно совместил условно славянский колорит, постмодернистское обыгрывание сказочных канонов, юмор - и крайне удачную атмосферу: одновременно добродушную, сентиментальную и юморную. В ранних книгах цикла Белоснежка сколачивала банду, а дракон шлялся по дорогам и устраивал групповухи в трактирах - в человеческом обличье, разумеется. В результате Сапковский стал одним из двух всемирно известных польских фантастов, а "Ведьмак" заслужил культовую славу. По мере развития цикла, Сапковский стал сворачивать в эпическое фэнтези, что, на мой взгляд, ему не до конца удавалось - но поклонников у этой истории много, да и в многотомной фэнтези есть вещи написанные гораздо тоскливее: возьмите,скажем, Терри Гудканйда и его поздние романы цикла "Правило волшебника". Но, если честно, нет - лучше не берите, гадость. Как бы то ни было, закончил пан Анджей романом "Владычица озера", который, с одной стороны, показал многие ключевые моменты саги в неожиданном свете, а с дургой - просто нагло обрубил некоторые сюжетные линии.

По завершении цикла, автор всех заверял, что больше никогда, что он сказал, все, что мог и хотел... Но, видимо, денежки любят счет. Правда, для "Сезона дождей" романист нашел довольно свежий ход: это не сиквел и даже не совсем приквел - события книги происходят примерно в то же время, что и первые рассказы цикла. Так что это "вбоквел", в котором, в частности, мы узнаем историю Литты Нейд, которая раньше упоминалась раза два и то мельком. Здесь она станет той, кто запустила основную интригу.

В целом, курс был выбран верный: если многие читатели говорят, что лучшими книгами были первые две (вышеупомянутое "Последнее желание" и "Меч предназначения"), то почему бы не сымитировать тогдашний стиль и дух? И мы получаем, по сути, еще один сборник рассказов, слабо связанных между собой. Причем лучше бы этой связи не возникало: только успеешь прочитать одну историю, как на смену ей идет вторая, третья - тут неожиданно, и когда тебе не особенно-то и интересно, всплывает "хвостик" первой. Ну и далее, в том же ритме.

Причем пан Анджей в свое время аж Толкина поучал, как ему правильнее языки продумывать, а у самого мир всегда был довольно эклектичной помесью славянских, скандинавских и кельтских элементов. В этом романе ситуация ухудшилась: на право и налево обсуждают латынь, цитируют французскую (почему именно французскую - не ясно) терминологию... Видимо, чтобы показать, что мы филологи не хуже, чем английские профессора. Ну-ну... При этом, во все том же многострадальном мире появляется еще и лисица-оборотень из китайских мифов. До кучи, видимо. Справедливости ради замечу, что она, на пару с семейством волков - единственные более-менее запоминающиеся персонажи всего романа.

Так же у Сапковского вечно чесались руки показать, что в рамках "детского" жанра фэнтези он способен творить "умные, взрослые и остро социальные вещи". Социальность, правда, сводится к прямолинейным метафорам (плодородная страна, которую погубило тупое население и алчные политики, my ass), достойным пера позднего Лукьяненко. Взрослость и реалистичность так же активно поддерживается тем, что слово "дерьмо" должно употребляться минимум на каждой второй странице - хоть в метафорическом, хоть в прямом, физиологическом значении. Ну, уровень психологии и, прости Аристотель, философии остался, в общем-то без изменений: весь сюжет с магом (да, кстати, раз они плохие - то просто обязаны быть еще и гомосексуалистами, а как же) мне упорно представлялся в стилистике недорогого аниме. Иначе представлять себе такого персонажа с такими монологами просто невозможно.

Как бы то ни было: не стоит из всего сказанного выше считать, что это безнадежно плохая книга. Нет, она читается, даже без особой натуги, но, положа руку на сердце, я не уверен, что дочитал бы эту книгу, если бы она не относилась к циклу о Ведьмаке. "Приключайся" таким образом новые герои - скорее всего, я переключился бы на что-нибудь написанное поинтереснее. У меня, к примеру, очередной Лаймон не дочитан.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us