Анджей Сапковский - Час Презрения
Andrzej Sapkowski - Czas pogardy, 1995 год
Йеннифер собирается на Большой Чародейский Сбор, а попутно намерена пристроить Цири в закрытую магическую школу. По пути, так уж вышло, они успевают и ведьмака прихватить. Но, как выясняется, на совете будут не просто решать судьбы мира, там еще и плетутся интриги внутри интриги, строят планы внутри планов....
На самом деле, в этой книге уже понятны проблемы цикла - и, в основном, они касаются композиции. Дело в том, что пока пан Анджей сплетал единое повествование из разрозненных сюжетов, превращая сборник рассказов в подобие романа - у него все получалось. Парадокс в том, что как только он взялся за романы - их структура начала разваливаться.
Смотрим внимательнее и понимаем, что дальше будут спойлеры. О чем эта книга? Название цикла "Ведьмак Геральт", как отмечает практически любой читавший "Час презрения", в данном случае, вводит в заблуждение: перед нами история Цири, а главный герой только мелькает на периферии сюжета. Но важно даже не это: итак, о чем эта история? Вначале нам долго рассказывают про странствия с Йеннифер, про дорогу в школу чародеев - но нового "Гарри Поттера" не выйдет. Ближе к концу романа выяснится, что основное событие - это как раз таки слет чародеев и то, во что он вылился. Но есть ощущение, что кульминационное событие всей книги занимает как-то прискорбно мало место, словно мотания Цири по городу и поедание пончиков интересовало писателя ничуть не меньше. Более того - после этого грандиозного "бум-хряпс" нас ждет еще немаленький кусок книги, в котором Цири будет мотаться по пустыне, а в финале и вовсе станет разбойницей-лесбиянкой со вкусом к межвидовым связям. Не говоря уж о том, что пустынные странствия кажутся откровенно затянутыми и скучными, композицию книги они просто добивают - тем более, что эта часть истории все равно не заканчивается, а обрывается - вместе с исстрадавшейся книгой.
В сухом остатке есть подозрение, что изначально это была повесть: о том, как Йеннифер везла Цири в школу, попутно девчонка умудрилась подстроить встречу с ведьмаком, а потом начался "бум-хряпс". Все остальное смотрится довеском, нужным для того, чтобы гонорар платили за роман, а не за повесть, которую отдельным изданием еще и не выпустишь. Да, есть, в этих "довесках" сочные, умело написанные эпизоды - и что? Основной-то истории они только мешают. Есть, правда, судя по всему, и намеки на дальнейшее развитие событий - история со сломанным телепортом и башней, есть подозрение, еще всплывет.
Но парадокс в том, что ранние книги, с их юмористическим фэнтези "без претензий" читались лучше и запоминались ярче, чем эти попытки сыграть на поле эпического фэнтези. Поневоле задумаешься, что желчные высказывания Сапковского в адрес жанра в целом - не более, чем обида на коллег. Особенно забавно в этом плане смотрится вкрапление "Старшей речи" - явное подражание Толкину с его квенья и синдарином во "Властелине колец". Беда в том, что у Профессора на эльфийских языках не велись значимые для сюжета диалоги, а пелись песни и читались стихи. Манера Сапковского вставлять свою тарабарщину в дело и не в дело - не слишком хорошо работает на антураж, зато здорово раздражает. Тем более, что после его барственной критики "черной речи" довольно смешно наблюдать, как в придуманном им языке явно видны следы вдохновения валлийским, а отдельные корни и вовсе неплохо узнаются из современных европейских языков. Более того: на условно-славянский антураж его книг крайне странно ложится дикая смесь в его именах и названиях - так что, чья бы корова мычала, говоря любимым вами "сниженным" языком.
К тому же, с позволения сказать "философия" Сапковского в этой книге, которая занимает не так мало место, его герои порассуждать любят, по своему уровню приближается к, прости господи, Лукьяненко. То, что обладающие властью склонны цинично относится к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице и то, что в суровые времена многие идут на жесткие, а то и бесчеловечные поступки - откровения уровня желтой прессы и букваря. "Мама мыла раму", "Правительству на нас плевать" - примерно одного уровня заявления, если честно, они не стоят такого количества словесной воды, которые изливает автор. Хотя подростку, наверное, все это может показаться умным и глубоким.
Тем не менее, за счет притягательности основных героев, за счет того, что ты уже заинтересовался тем, как сложатся их судьбы, книга воспринимается неплохо, просто она заметно уступает предыдущим.
- NON – Live In Osaka
- Волшебные Сказки Гриммов №№ 86 - 90
- Плетный Человек (саундтрек) / The Wicker Man, 1974 (Ost)
- Гриффины 9.01 - И их осталось меньше (просмотр) / Family Guy 9.01. - And Then There Were Fewer (online)
- Одержимая
- Илья Муромец / The Sword and the Dragon (1959)
- Говард Филлипс Лавкрафт - Старый Сумасброд